Выставки в музее Тропинина «Мода на чай» и «Ёлки нашего детства» в Коломенском, проект «Константин Коровин и его круг. Москва – Париж» в Доме русского зарубежья и выставка Тимофея Караффа-Корбута «Антропос» в Московском музее современного искусства.
Мода на чай
Впервые в Москве проходит выставка «Мода на чай», организованная сразу тремя музеями: Музеем истории шоколада и какао «Мишка», Музеем В.А. Тропинина и художников его времени и Музеем предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Эта выставка посвящена традициям чаепития в дореволюционной Москве. В экспозиции представлена кондитерская упаковка и другие артефакты XIX-XX веков из коллекции Музея истории шоколада какао «МИШКа», а также живопись, графика и декоративно-прикладное искусство из музейных и частных собраний.
Некоторые экспонаты, предоставленные из фонда Музея «МИШКа» — эксклюзивны, например, тульский самовар (нач. XX в.), рекламные открытки «Силуэты» (нач. XX века), коробка для кондитерских изделий «Карамель, Конфекты, Шоколад» (1898 г.).
Художественное оформление экспозиции осуществлялось историком моды, коллекционером и художником Александром Васильевым.
В конце XVIII – начале XIX века чаепитие стало важным атрибутом жизни россиян разных сословий. Чай пили в трактирах и чайных, на светских приемах и в воинских окопах.
В это время Москва заняла место столицы русской чайной торговли, лидера чаепотребления и законодательницы традиций чаепития.
На выставке представлены картины В.А. Тропинина и художников его времени, на которых запечатлены портреты членов старейших московских чаеторговых семей Перловых, Карзинкиных, Боткиных и их ближайшего родственного окружения. Также посетители выставки в графических и живописных произведениях К.-В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П.А. Федотова, Л.К. Плахова и П.В. Кузнецова увидят сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере.
Особое, и, без преувеличения, важное место в чайной церемонии занимали разнообразные кондитерские изделия. Производители конфет и шоколада того времени, среди которых «Товарищества Эйнемъ», «Абрикосов и сыновья» (сейчас это фабрика «Красный Октябрь» и Концерн «Бабаевский») предлагали к столу: карамель «Аквариум», «Финь-шампань», шоколад для варки в таблетках и пастилках, «Фаворит», «Раковины с кремом», «Цареградские стручки», пышная Соломка, шоколадные конфеты «Виды Москвы», «Глория», «Каштаны Капри», глазированные крымские фрукты, компоты, пюре, чайные печенья «Пью-Пью».
Кондитеры удивляли не только замысловатыми названиями, отменным вкусом и высоким качеством продукции, но и оригинальной упаковкой, которая отличалась разнообразием форм и материалов.
Отдельной частью выставки стала богатая коллекция открыток, детских игр, бумажных конструкторов, загадок, выкроек и даже ноты для игры на фортепиано в четыре руки, которые дополнительно вкладывались в коробки с конфетами или предлагались бесплатно к шоколаду. Такой маркетинговый ход того времени который одновременно выполнял рекламную, игровую и просветительскую роль. В экспозиции представлены серии открыток «Прежде и теперь», «Животная жизнь на море и в море», «Народности России», «Знаменитые памятники». Они становились предметом коллекционирования и хранились в семьях долгие годы.
Мода на чай
Музей В.А. Тропинина и художников его времени
Адрес: Щетининский переулок, 10, стр. 1
Выставка работает до 29 января 2023 год
Часы работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00. Четверг — с 13:00 до 21:00. Понедельник — выходной.
Ёлки нашего детства
Музей-заповедник «Коломенское» открыл выставку «Ёлки нашего детства». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединила более 800 предметов из музейных и частных собраний, которые рассказывают об истории главного зимнего праздника так, что будет интересно всей семье.
Выставка посвящена следующим темам: «Ёлка дореволюционная. Конец XIX — начало ХХ века», «Ёлка Ильича. 1918–1924 годы», «Борьба с ёлками?! 1925 — начало 1930-х», «Новогодняя Москва. 1935–1936 годы», «Новогодние праздники во время Великой Отечественной войны. 1941–1945», «Кремлевские традиции. 1950–1960-е», «Новогодние улицы и магазины. 1970-е — 1980-е» и «Авторские ёлки. Конец 1990-х — начало 2000-х».
Несмотря на то, что ёлочные игрушки в России начали делать во второй половине XIX века, украшений этого периода сохранилось не очень много. Посетители выставки смогут увидеть не только игрушки из ваты, картона и стекла, но и настоящие раритеты, некоторые из которых будут впервые показаны публично.
В экспозиции представлены ёлочные украшения из собрания музея-заповедника «Горки Ленинские» и ряд предметов из частных собраний, связанный с процессом героизации ёлочной игрушки, который происходил в 1930-е — 1940-е годы. Знакомый каждому новогодний декор советского производства 1970-х годов, ёлочные украшения из ГДР и Чехословакии. Впервые будет затронута тема «Ёлок-малюток» с миниатюрными игрушками.
Наше время представлено копиями ёлочных украшений советского и дореволюционного периода, ёлочными шарами из Жостова и Городца, майоликовой игрушкой из Гжели и Ярославля, Дедами Морозами из Богородского и мн. др.
Ёлки нашего детства
Музей-заповедник «Коломенское»
Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал, вход 3
Адрес: Проспект Андропова, 39, стр. 69
С 10:00 до 18:00
Константин Коровин и его круг. Москва — Париж
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына Галерея «Веллум» представляют выставочный проект «Константин Коровин и его круг. Москва–Париж». Живопись, графика, архивные документы и видео.
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галерея «Веллум» представляют выставочный проект «Константин Коровин и его круг. Москва – Париж». Выставка приурочена ко дню рождения Константина Коровина (5 декабря).
В числе авторов — К. Коровин, его друзья, ученики и последователи: В. Серов, Н. Гончарова, М. Ларионов, Р. Фальк, М. Нестеров, С. Виноградов, С. Герасимов, П. Вильямс, А. Исупов, Ф. Федоровский, Г. Лапшин, А. Шевченко. Также будут представлены архивные документы из фондов Дома русского зарубежья: подлинные машинописные и рукописные листы литературных произведений К. Коровина, опубликованные в парижских газетах и журналах, письма, записки, буклет к опере «Снегурочка» частной парижской оперы, оригинал справки о смерти и погребении художника.
На протяжении многих лет искусствовед, куратор выставок Любовь Агафонова ведет разговор о Константине Алексеевиче Коровине (1861–1939) — не только как о самодостаточном гении и основателе русского импрессионизма, а как об удивительной планете, которая привлекала на свою орбиту и создавала новые таланты. Каждый раз открываются не только все новые и новые грани «планеты Коровина», но и ставятся вопросы о его творческой судьбе. На выставке в первую очередь затрагивается его значение, как личности в истории.
Картины Коровина присутствуют во многих музейных собраниях, однако в творческой и личной судьбе Константина Алексеевича всегда было место тайне, завеса которой приоткроется посетителям выставки: будет представлена живопись самого Коровина, включая редкие, не экспонируемые в рамках предыдущей серии выставок, работы; его графика; архивные документы и письма; документальные фильмы о художнике. Другие факты и истории о художнике можно будет прочитать в подготовленной к выставочному проекту книге Л. Агафоновой «Созвездие Коровина».
Константин Коровин и его круг. Москва–Париж
Выставка работает с 6 декабря 2022 года по 23 марта 2023 года
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес: ул. Нижняя Радищевская, 2
Антропос
Московский музей современного искусства при поддержке Kupol Gallery представляет выставку Тимофея Караффа-Корбута «Антропос». В своем новом проекте художник возвращает зрителя в двумерный мир архетипичного мировоззрения, основанного на нескольких началах: раннем детстве, раннем христианстве и первобытном мире.
Как и художники примитивисты, Караффа-Корбурт обращается к образам экзотических животных, персонажам детских сказок и этнических групп на ранних стадиях цивилизации. На первый взгляд наиболее сильное родство творчества Караффа-Корбута прослеживается в его связях с Анри Руссо. Как и великий французский художник, Тимофей Караффа-Корбут преследует цель передачи наивного натурализма объектов реальной жизни на своих полотнах. Произведения Тимофея созданы по детским воспоминаниям и мотивам детских рисунков самого автора.
Работы, представленные на выставке «Антропос», были созданы после 2008 г., когда художник пришел к своей авторской манере Artless.
Московский музей современного искусства
Адрес: Гоголевский бульвар, 10/2