«Тату» в Пушкинском

Тело в татуировках
На фото: в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка, рассказывающая об истории татуировки

Проект «Tату», посвященный татуировке, открылся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Татуировка – один из древнейших видов модификации тела, знак отличия индивидуума. Татуировка позволяет узнать многое не только о человеке, но и об обществе, частью которого он является.

Чтобы познакомиться с историей татуировки, можно посетить выставку-исследование, организованную Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака.

В экспозицию вошли около 200 произведений из мирового наследия татуировки.

Татуировщик Чарли Вагнер
На фото: картина Титин Лю «Чарли Вагнер делает татуировку жене»

До столицы России этот проект уже смогли посмотреть посетители таких музеев, как: Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Королевский музей Онтарио, Филдовский музей естественной истории, Музей естественной истории Лос-Анджелеса и Музей изящных искусств Гаосюна.

Выставка расскажет об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы современных тату-мастеров показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях — слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — ведущие современные мастера со всего мира: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта и другие.

Женский торс в татуировках
На фото: Тин-Тин «Татуировка на женском торсе», силикон, чернила

Искусству татуировки несколько тысяч лет. Пройдя путь от традиционной телесной практики до неотъемлемой части современной визуальной культуры, татуировка давно заслужила музейное осмысление. Принимая этот проект, ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует свою миссию не только как музей изобразительного искусства, но и как музей истории цивилизаций.

В выставку, которую показывают в Москве, вошли дополнительные разделы. Экспозиция значительно дополнена произведениями изобразительного искусства из российских музейных и частных собраний, она рассказывает о феномене татуировки в широком контексте истории культуры.

Археологические находки свидетельствуют о том, что обычай нанесения татуировки уходит корнями в глубокую древность. Одни из самых ранних примеров представляет уже древнеегипетская цивилизация. Среди экспонатов выставки — ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства (XIV век до н.э.). Любопытно, что на бедрах девушки изображена татуировка в виде фигурки бога Бэса.

Особый раздел выставки посвящен татуировке коренных народов Океании, где эта традиция существовала и развивалась на протяжении столетий вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, достигнув невероятной сложности содержания и формы. Рисунок или орнамент татуировки, а также зона нанесения на тело выбирались в зависимости от пола человека, социального статуса, жизненного этапа. Современная страница развития татуировки на Маркизских островах представлена работами российского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина, который занимается изучением и исторической реконструкцией этой культурной традиции.

Во всех разделах, рассказывающих об искусстве татуировки в Океании, помимо этнографических материалов, ритуальных предметов и приспособлений для нанесения татуировки, будут показаны силиконовые макеты, украшенные, в том числе и работами местных современных тату-мастеров.

Особое развитие татуировка получила в Японии. Для представительниц проживающего на Хоккайдо народа айну были характерны напоминающие ленты татуировки вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти. Татуировка служила элементом обряда инициации. Своего расцвета эта традиция достигла в Японии в период Эдо (1603–1868).

В XVII веке татуировки носили главным образом мужчины, которые обычно работали с голым торсом: строители, рыбаки и т. п. Для высшего же класса, например, воинов, рисунки на теле считались недостойным украшением. Кроме того, в период Эдо татуировка использовалась для наказания преступников, которым татуировали лицо и руки, видимые части тела. Несмотря на то что татуировка в Японии бытовала лишь в определенных социальных слоях, она получила уникальную форму крупных фигуративных работ, покрывающих большие участки кожи.

В Европе татуировка принимала различные формы в зависимости от исторической эпохи. Древнегреческие и древнеримские историки оставили потомкам первые описания татуировок, существовавших у варварских племен.

Если рассмотреть европейскую традицию татуировки, то в Древней Греции и Древнем Риме татуировки использовались как наказание: ими клеймили поверженных врагов. В Римской империи клеймили рабов, гладиаторов и ранних христиан. При этом античная ойкумена была населена народностями, где татуировка служила противоположным целям: у пиктов, кельтов и бриттов она являлась знаком отличия, принадлежностью к знати.

Альбом с фото тату
На фото: альбом Рича Мингинса с фотографиями людей с тату

По мере освоения территории планеты и колониального захвата далеких земель происходили два параллельных процесса: мореплаватели, знакомясь с татуировками туземцев, наносили себе на память такие же, а руководители экспедиций изучали нательные рисунки как этнографическую диковинку, делали зарисовки и описания.

В странах Европы уже с конца XVII века путешественники привозили из дальних стран татуированных «дикарей» для показа публике.

Все племена североамериканских индейцев, от инуитов до племен народности кри, практиковали обычай татуирования, но с приходом европейских колонистов их культура постепенно замкнулась в границах резерваций. С завершением колонизации татуировка в США развивалась в отрыве от традиций коренного населения, вдохновляясь европейскими образцами, и уже к первой половине XX века сформировались графические особенности американской татуировки (яркие цвета, смелые контуры). Утверждение татуировки в США происходило главным образом благодаря морякам и солдатам. Уже в 1870-х годах открылись первые тату-салоны в Нью-Йорке, в 1891 году была запатентована электрическая татуировочная машинка, что обеспечило новые технические возможности и дало толчок развитию новой стилистики.

Вплоть до середины XX века главными носителями татуировки продолжали оставаться моряки и солдаты, а также артисты цирковых балаганов. Но уже в 1960-х годах появляется новая формация тату-художников, нередко имеющих художественное образование и позиционирующих татуировку как искусство, а также новый тип заказчиков – бунтующая молодежь. Начинается эра возрождения татуировки и постепенного ее выхода из поля маргинальной культуры.

В России татуировка также долгое время развивалась в рамках закрытых сообществ, получив наибольшее распространение в криминальной среде. К концу XX века повсеместное присутствие криминальной татуировки среди представителей этого мира постепенно сошло на нет, татуировка заключенных стала частью интернационального стиля, а смысловые границы изображений – более подвижными. На выставке будут показаны фотографии Сергея Васильева, в 1970–1990-х годах посещавшего места заключения, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии.

Торс в татуировке
На фото: Филипп Лю «Тату-дизайн для мужского торса»

Сегодня образным языком татуировки активно пользуются современные художники. ГМИИ им. А.С. Пушкина представит работы бельгийца Вима Дельвуа и итальянца Фабио Виале.

Татуировки на торсе
На фото: итальянский скульптор Фабио Виале, воспроизводя античные скульптуры из мрамора, покрывает их белоснежную поверхность рисунками криминальных татуировок

Выбирая татуировку в качестве одной из художественных техник, Дельвуа и Виале используют широкий спектр заложенных в нее социально-культурных значений и вызываемых ею ассоциаций. Итальянский скульптор Фабио Виале работает с таким благородным природным материалом, как каррарский мрамор. Воспроизводя античные скульптуры, Виале покрывает их белоснежную поверхность рисунками русских криминальных татуировок, а также татуировками в японском стиле.

В конце ХХ века мастера татуирования ввели термин «тату-художник», тем самым переведя свои работы из ремесленного измерения в художественное и отвергнув различие между «высоким» элитарным и массовым искусством. Выработав собственный визуальный язык, татуировка постепенно вышла за рамки закрытых систем и стала частью современной культуры.

К выставке выпущено специальное издание, а также подготовлена образовательная программа, в рамках которой лекции прочтут тату-мастера — участники выставки Хенк Шиффмахер и Дмитрий Бабахин.

Выставка «Тату»

3 марта – 31 мая 2020 г.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Адрес: Волхонка, 14