Читайте в нашем материале о том, зачем нужен социальный работник и какую помощь он может оказать.
К сожалению, все мы стареем. Как следствие, с годами становимся менее активными, многие из-за болезней теряют навыки социальной адаптации. И у родственников возникает необходимость нанять соцработника.
Отвечает на такие вопросы: кому он положен, каковы его обязанности, как получить услуги социального работника и многие другие, Римма Бичурина, руководитель проекта о грамотной благотворительности +1Люди.
Как и при любой другой работе, соцработник должен руководствоваться должностными инструкциями. Как правило, в них входят, во-первых, выявление людей, которым нужна помощь, а во-вторых, улучшение бытовых условий и правовая защита в случае необходимости.
С полным перечнем обязанностей соцработника можно ознакомиться в документе Профессиональный стандарт «Социальный работник» (утвержден приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 677н).
Из него мы видим, что среди прочих навыков соцработник должен знать основы законодательства в сфере социального обслуживания населения, основы психологии, уметь оказывать первую помощь, а также ухаживать за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья.
В этом документе указан перечень обязанностей соцработника. В обязанности социального работника входят: оплата счетов, закупка продуктов и лекарств, доставка воды и растопка печи (если жилье не подключено к центральным коммуникациям), помощь в приготовлении пищи и уборке, посещении культурных мероприятий (в том числе информирование о таких мероприятиях), помощь в устранении неисправностей и ремонта, содействие в получении льгот и прочее.
При этом часть услуг оказывается за счет человека, которому оказывается помощь, а часть входит в бесплатный набор. Например, его могут бесплатно обеспечить топливом, если в доме нет центрального отопления, но если ему нужна химчистка или ремонт вещей, то соцработник помогает в организации этих процессов, но за саму услугу платит человек, которому оказывается помощь.
В целом всё, что касается закупки дополнительных вещей (продуктов, книг, журналов, билетов в кино и театр, бытовой химии и проч.) происходит за счет «подопечного» соцработника.
Таким образом, социальный работник не обеспечивает человека необходимыми вещами с точки зрения их оплаты. Но он помогает сделать так, чтобы жизнь человека, который не может самостоятельно выполнять какие-либо действия, мало чем отличалась от обычной и была максимально комфортной: ходит за продуктами и необходимыми вещами, организовывает «социальное такси», если надо куда-то съездить, сопровождает при поездках, может помочь с чтением или написанием писем, уборкой, организацией выезда различных служб и т.д.
+1 — коммуникационный проект, рассказывающий о лидерских практиках в области социальной и экологической ответственности. Он создает площадку для прямой коммуникации и обмена ресурсами между бизнесом, некоммерческими организациями, государством и обществом.