Наша Победа — 75

Знамя Победы
На фото: Евгений Халдей. Знамя Победы над Рейхстагом. 1945. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

24 июня — в день исторического Парада Победы на Красной площади в 1945 году — МАММ публикует заключительную главу фотолетописи Великой Отечественной войны. Она посвящена Победе и боям, которые непосредственно ей предшествовали.

Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа — 75» на портале 9may.russiainphoto.ru.

Новая глава рассказывает об освобождении крупнейшего нацистского лагеря смерти Освенцима; о судьбоносной Ялтинской конференции, определившей облик послевоенного мира на последующие 40 лет; об ожесточенных боях на улицах Данцига и Вены; легендарной встрече союзных войск на Эльбе, штурме Берлина и подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Жуков на коне
На фото: Евгений Халдей. Маршал Георгий Жуков принимает Парад Победы. 1945. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Салют Победы 9 мая, Парад на Красной площади 24 июня 1945 года, встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале — сегодня, 75 лет спустя, мы можем стать свидетелями этих событий благодаря работам выдающихся фотографов: Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Георгия Петрусова, Владислава Микоши, Ивана Шагина и многих других.

Пушки на крейсере
На фото: Евгений Халдей. Главный калибр крейсера «Молотов». 1942. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Два заключительных видеоролика посвящены важнейшим событиям, подводящим итог этой страшной войны — Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945), на которой решалась послевоенная судьба Германии, и Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 — 1 октября 1946) — «Суде истории» над преступлениями фашизма.

Перелистывая страницы фотолетописи Великой Отечественной войны, авторы проекта рассказывали и о военных фотографах, которые, рискуя жизнью, оставили нам бесценные свидетельства трагедии, которая не должна повториться. Среди тысяч фотокорреспондентов из 62 стран-участниц Второй мировой войны именно советские фотографы оставили самые пронзительные свидетельства тех страшных событий.

В каждой главе проекта военным фотографам посвящались отдельные материалы. Героями этих видеосюжетов уже стали:

Евгений Халдей, прошедший с фотоаппаратом всю войну — начиная с 22 июня 1941 года («Объявление о начале Великой Отечественной войны») и заканчивая Нюрнбергским процессом — и создавший знаменитый снимок «Знамя Победы над рейхстагом»;

Дмитрий Бальтерманц, чья фотография «Горе» стала всемирно признанным символом трагедии войны;

Всеволод Тарасевич — один из немногих фотографов, которым было разрешено снимать в блокадном Ленинграде;

Роберт Диамент — «флагманский фотокорреспондент Северного флота», ходивший в походы с подводниками и участвовавший в атаках морской пехоты;

Владислав Микоша, оставивший нам фотолетопись обороны Севастополя;

Эммануил Евзерихин — автор снимков из разрушенного Сталинграда, вошедших в золотой фонд мировой фотографии;

Иван Шагин, снимавший бои под Москвой и танковое сражение на Курской дуге;

Евгений Умнов, прославившийся фоторепортажем о «Параде побежденных» — шествии немецких военнопленных по улицам Москвы 17 июля 1944;

Борис Игнатович — классик советского фотоавангарда и автор фотоочерков о подвигах и буднях партизан;

Сергей Шиманский — создатель драматичных снимков морских сражений;

Николай Шестаков, запечатлевший битву при Сталинграде, бои в Будапеште, Вене и Праге;

Павел Трошкин, погибший на Украине в 1944 году и запомнившийся Константину Симонову как «самый бесстрашный из всех наших фотокорреспондентов».

В заключительной главе серию материалов о военных фотографах завершают Аркадий Шайхет и Георгий Петрусов.