Произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши увидят зрители на новой выставке «Лики модерна» в Инженерном корпусе Третьяковки.
Модерн, как жанр, возник в последние десятилетия XIX века. Тогда архитекторы, живописцы, скульпторы многих стран стремились к поиску гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху, соединяя художественные и утилитарные функции. Традиции символизма и романтизма нашли отражение в различных произведениях.
Картины, скульптуры и рекламные плакаты, появившиеся на рубеже XIX–XX веков в России, отражают этот стиль в полной мере.
Новый выставочный проект Третьяковской галереи раскрывает грани искусства русского модерна, расцвет которого пришелся на рубеж XIX–XX веков. Новая экспозиция знаменитого музея логически продолжает недавно завершившуюся выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», проходившую в зале Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Зрители смогут увидеть полюбившиеся произведения талантливых мастеров начала прошлого столетия: Н.А. Андреева, К.Ф. Богаевского, Ф.В. Боткина, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.С. Голубкиной, В.И. Денисова, О.Л. ДеллаВос-Кардовской, С.Т. Конёнкова, А.И. Савинова, Н.П. Ульянова. Расцвет русского модерна пришелся на период между 1896 и 1914 годами.
В это время, по словам Андрея Белого, происходит «пересоздание жизни»: художники с увлечением творят мир вымысла, грез, объединяя реальность с собственными фантазиями, пересматривают эстетические ценности Античности, Ренессанса, классицизма, национального фольклора, наполняя их новым, современным содержанием. Восприятие окружающего мира через исторические аллюзии прошлого пронизано восторгом и упоением перед природой, музыкой, поэзией, театром.
Вслед за Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Андреем Белым художники, создавая свои произведения, ориентируются на духовный опыт человечества в самом широком смысле и соотносят образы прежних веков с современностью. Интернациональный стиль модерн явственнее всего проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, в живописи — в особом жанре картины-панно, в скульптуре — в использовании новых материалов: дерева, гипса, терракоты, майолики.
Особенно ярко модерн отразился в графических искусствах — афише и рекламном плакате, в условных формах которых обнаруживаются самые характерные черты нового стиля: гибкость линий, тяготение к узорам и декоративности, широкое использование фольклорных и исторических мотивов. Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин и многие другие крупные, именитые художники привнесли в художественный язык плаката приемы станковой живописи, графики и театрально-декорационного искусства.
Рекламные плакаты и афиши в рамках выставки «Лики модерна» представлены в отдельном зале Инженерного корпуса Третьяковки. Впервые такие произведения у нас появились в конце XIX века, и толчком к развитию искусства плаката стала выставка, прошедшая в Москве в 1897 году.
Реклама – важная часть визуальной культуры. На выставке в Третьяковке можно увидеть плакаты самого популярного журнала «Нива», поэтических и вокальных вечеров и выставок. В числе авторов: Сергей Судейкин, Елена Самокиш-Садковская, Евгений Бауер, Рене Пеан и др.
Представленные на выставке произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши, как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо известные публике в рамках постоянной экспозиции, продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена.
Выставка «Лики модерна» работает с 15 апреля по 14 августа 2022 года.
Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, залы 3-го этажа