Выставки июня: мода, Эйзенштейн и «Каскад»

На фото: работы проектной школы «Каскад» можно увидеть на выставке в павильоне 49 ВДНХ

В июне в Москве можно побывать на выставках: «Здесь были мы. Архивы российской моды 1993-2005», «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» и выпускной выставке проектной школы «Каскад».

Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005

В ГЭС-2 проходит выставка «Здесь были мы. Архивы российской моды 1993-2005». Она рассказывает о рождении современной российской модной индустрии, ее деятелях и связи с отечественной арт-сценой.

1990-е стали в России временем серьезных перемен: с крахом СССР многие привычные модели производства перестали работать. Им на смену пришли новые системы и форматы.

Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает об одной из таких систем — российской модной индустрии, предлагая через архивные материалы проследить, как отечественные дизайнеры прошли путь от художественных перформансов и показов в ночных клубах до первых регулярных недель моды и собственных бутиков.

Выставка про моду ГЭС-2
На фото: в ГЭС-2 проходит выставка «Здесь были мы. Архивы российской моды 1993-2005»

В центре внимания кураторов выставки — начальный период развития российской модной индустрии. За отправную точку взяты 1993–1994 годы. В это время в России прошли международный конкурс Smirnoff International Fashion Awards и первая официальная Неделя моды.

Хотя речь идет об относительно недавней эпохе, от нее сохранилось на удивление мало вещественных свидетельств: что-то выбросили или потеряли, что-то погибло в пожаре, что-то съела моль. Но даже по отрывочным фрагментам из разношерстных архивов отчасти удалось воссоздать образ времени.

Чтобы в представленных архивах было проще ориентироваться, выставка поделена на три тематических блока. Первый посвящен особой связи российской моды с искусством и клубной культурой. Второй рассказывает о газетах и журналах, которые не просто освещали «фэшн-события», но буквально формировали знание о модных процессах в стране и мире.

В фокусе третьего оказываются важнейшие отраслевые форматы — недели моды и конкурсы, которые определили карьеру множества российских модельеров.

Выставочный проект приглашает заглянуть в личные архивы российских деятелей модной индустрии, чтобы лучше понять специфику эпохи. Героями проекта стали не только те, кто искал возможность быть дизайнером в новых российских реалиях, но и те, кто вращался в художественных кругах или работал на грани искусства и моды. Немало внимания уделено тем, кто помогал показывать, описывать и осмыслять моду: стилистам, фотографам и моделям, критикам, редакторам журналов, продюсерам всевозможных модных мероприятий и вечеринок.

Выставка работает до 7 июля 2024 г

ГЭС-2
Адрес: Болотная набережная, 15

Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла

Галерея Веллум и Эйзенштейн-центр при участии Российского государственного архива литературы и искусства и Государственного института искусствознания представляют выставочный проект к 80-летию создания исторической киноэпопеи «Иван Грозный».

Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — великий советский режиссер, сценарист, теоретик искусства, педагог. В 1941 году он был эвакуирован в Алма-Ату, где снял свой шедевр — фильм «Иван Грозный».

Иван Грозный фильм
На фото: кадр из киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»

Выставочный проект ««Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» позволит проследить историю создания одной из самых знаменитых кинолент культового советского режиссера, совершившего революцию в этом медиа.

Центром экспозиции станут рисунки режиссера Сергея Эйзенштейна, которые послужили эскизами костюмов и прообразами героев в фильме «Иван Грозный».

Автор проекта Любовь Агафонова говорит, что «показывая эти рисунки, эти лица, фотографии, фрагменты кинохроники, мы вспоминаем о казахстанском периоде творчества Сергея Эйзенштейна. И здесь важно то, что это память о нашей совместной жизни в огромной многонациональной стране, и на огромной Земле».

В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трехлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, — это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика».

Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Такое «закулисье» режиссерской работы — уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино.

Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съемок, а также показ фильма Н. Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».

Кураторы: Наум Клейман, Любовь Агафонова, архитектор выставки: Дмитрий Мучник.

Выставка пройдет с 25 июня по 29 сентября 2024 г.

Галерея Веллум
Адрес: ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, секция 88-89, вход со стороны Хрустального переулка

Ежедневно с 12:00 до 20:00

Вход по билетам, по предварительной договоренности +7 (985) 776–33–31

18 +

Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню

23 июня в Павильоне №49 на ВДНХ откроется выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». Выставка пройдет при поддержке Музея Москвы.

С октября по май молодые люди от 13 до 18 лет создавали собственные творческие проекты под руководством художников, специалистов в сфере новых медиа и исследователей. Темой выпускной выставки шестого набора «Каскада» стала память. В своих работах ребята попытаются ответить на вопрос, что же такое память, расскажут, что их волнует сегодня, и поразмышляют о том, как трансформировались их детские воспоминания в процессе взросления.

Выпускники школы Каскад
На фото: открылась выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы «Каскад»

«Почему тема памяти и воспоминаний оказалась актуальной сегодня для подростков? Я помню, какое-то время назад эта тема постепенно входила в нарратив больших выставок и биеннале, а сейчас она стала важной и для подростков. Думаю, это связано с исчезновением линейного восприятия времени.

Сегодня существует несколько возможных будущих, и они воспринимаются крайне субъективно. То есть нет какого-то общего будущего для всех — есть много ожиданий и много неизвестного впереди. Изменение восприятия будущего порождает много вопросов, в том числе и у подростков, и они в свою очередь начинают задумываться и анализировать свое прошлое, свои воспоминания», — рассказал куратор направления «Музей и город» Никита Спиридонов.

Экспозиция представит своеобразный «лабиринт воспоминаний», двигаясь по которому, посетители будут все сильнее погружаться в прошлое молодых художников и их воссозданные ощущения. К примеру, Ксения Ильина в своей работе «По следам воспоминаний. Урал. Детство» предлагает окунуться в ностальгию по беззаботному времени, когда бабушка пекла самые вкусные беляши, а малину с крыжовником ели прямо с куста. А Вероника Чернышева в работе Metamarphosis размышляет о том, что хотя время и меняет внешность, цели и окружение человека, внутреннее «я» остается прежним.

«Для человека в целом естественно обращаться к прошлому. А искусство становится здесь формой выражения эмоций, связанных с повторным  переживанием событий. Мне кажется, интерес к прошлому возникает, прежде всего, в переходные периоды жизни, когда ее грани перестраиваются, создавая непривычную до этого норму существования. Поэтому молодые люди часто в своем творчестве обращаются к воспоминаниям о детстве, подростковых годах.

Они как бы пытаются найти в них ответы на вопросы, как и из чего складывалась их личность и где взять фундамент для выстраивания новых форм восприятия нового взрослого мира и взаимодействия с ним», — поделилась участница направления «Кураторские практики» Катя Зинина.

В пространстве выставки также появятся и «островки настоящего» — условные зоны, связывающие воспоминания и реальность. Работа Магомеда-Али Хайбулаева «Звонок другу» даст возможность окунуться в мир своих переживаний — партиципаторная инсталляция позволит посетителям выговориться по телефону, ведь каждому из нас нужен тот, кто выслушает. А перформанс Софии Полад-заде «Держи себя в руках», который пройдет в день открытия, расскажет о родном городе художницы, который она когда-то покинула, а теперь вернулась туда уже другим человеком.

Выпускная выставка проектной школы Каскад открылась в павильоне №49 на ВДНХ.

Вернисаж: 23 июня в 14:00

Даты проведения: 23 июня — 31 июля 2024 г.

Адрес: проспект Мира, 119, павильон №49 на ВДНХ

Вход бесплатный, по регистрации на сайте Музея Москвы

16+