В июне в Москве можно побывать на выставках: «Здесь были мы. Архивы российской моды 1993-2005», «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» и выпускной выставке проектной школы «Каскад».
Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005
В ГЭС-2 проходит выставка «Здесь были мы. Архивы российской моды 1993-2005». Она рассказывает о рождении современной российской модной индустрии, ее деятелях и связи с отечественной арт-сценой.
1990-е стали в России временем серьезных перемен: с крахом СССР многие привычные модели производства перестали работать. Им на смену пришли новые системы и форматы.
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает об одной из таких систем — российской модной индустрии, предлагая через архивные материалы проследить, как отечественные дизайнеры прошли путь от художественных перформансов и показов в ночных клубах до первых регулярных недель моды и собственных бутиков.
В центре внимания кураторов выставки — начальный период развития российской модной индустрии. За отправную точку взяты 1993–1994 годы. В это время в России прошли международный конкурс Smirnoff International Fashion Awards и первая официальная Неделя моды.
Хотя речь идет об относительно недавней эпохе, от нее сохранилось на удивление мало вещественных свидетельств: что-то выбросили или потеряли, что-то погибло в пожаре, что-то съела моль. Но даже по отрывочным фрагментам из разношерстных архивов отчасти удалось воссоздать образ времени.
Чтобы в представленных архивах было проще ориентироваться, выставка поделена на три тематических блока. Первый посвящен особой связи российской моды с искусством и клубной культурой. Второй рассказывает о газетах и журналах, которые не просто освещали «фэшн-события», но буквально формировали знание о модных процессах в стране и мире.
В фокусе третьего оказываются важнейшие отраслевые форматы — недели моды и конкурсы, которые определили карьеру множества российских модельеров.
Выставочный проект приглашает заглянуть в личные архивы российских деятелей модной индустрии, чтобы лучше понять специфику эпохи. Героями проекта стали не только те, кто искал возможность быть дизайнером в новых российских реалиях, но и те, кто вращался в художественных кругах или работал на грани искусства и моды. Немало внимания уделено тем, кто помогал показывать, описывать и осмыслять моду: стилистам, фотографам и моделям, критикам, редакторам журналов, продюсерам всевозможных модных мероприятий и вечеринок.
Выставка работает до 7 июля 2024 г
ГЭС-2
Адрес: Болотная набережная, 15
Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла
Галерея Веллум и Эйзенштейн-центр при участии Российского государственного архива литературы и искусства и Государственного института искусствознания представляют выставочный проект к 80-летию создания исторической киноэпопеи «Иван Грозный».
Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — великий советский режиссер, сценарист, теоретик искусства, педагог. В 1941 году он был эвакуирован в Алма-Ату, где снял свой шедевр — фильм «Иван Грозный».
Выставочный проект ««Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» позволит проследить историю создания одной из самых знаменитых кинолент культового советского режиссера, совершившего революцию в этом медиа.
Центром экспозиции станут рисунки режиссера Сергея Эйзенштейна, которые послужили эскизами костюмов и прообразами героев в фильме «Иван Грозный».
Автор проекта Любовь Агафонова говорит, что «показывая эти рисунки, эти лица, фотографии, фрагменты кинохроники, мы вспоминаем о казахстанском периоде творчества Сергея Эйзенштейна. И здесь важно то, что это память о нашей совместной жизни в огромной многонациональной стране, и на огромной Земле».
В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трехлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, — это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика».
Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Такое «закулисье» режиссерской работы — уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино.
Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съемок, а также показ фильма Н. Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».
Кураторы: Наум Клейман, Любовь Агафонова, архитектор выставки: Дмитрий Мучник.
Выставка пройдет с 25 июня по 29 сентября 2024 г.
Галерея Веллум
Адрес: ул. Ильинка, 4, Гостиный двор, секция 88-89, вход со стороны Хрустального переулка
Ежедневно с 12:00 до 20:00
Вход по билетам, по предварительной договоренности +7 (985) 776–33–31
18 +
Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню
23 июня в Павильоне №49 на ВДНХ откроется выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». Выставка пройдет при поддержке Музея Москвы.
С октября по май молодые люди от 13 до 18 лет создавали собственные творческие проекты под руководством художников, специалистов в сфере новых медиа и исследователей. Темой выпускной выставки шестого набора «Каскада» стала память. В своих работах ребята попытаются ответить на вопрос, что же такое память, расскажут, что их волнует сегодня, и поразмышляют о том, как трансформировались их детские воспоминания в процессе взросления.
«Почему тема памяти и воспоминаний оказалась актуальной сегодня для подростков? Я помню, какое-то время назад эта тема постепенно входила в нарратив больших выставок и биеннале, а сейчас она стала важной и для подростков. Думаю, это связано с исчезновением линейного восприятия времени.
Сегодня существует несколько возможных будущих, и они воспринимаются крайне субъективно. То есть нет какого-то общего будущего для всех — есть много ожиданий и много неизвестного впереди. Изменение восприятия будущего порождает много вопросов, в том числе и у подростков, и они в свою очередь начинают задумываться и анализировать свое прошлое, свои воспоминания», — рассказал куратор направления «Музей и город» Никита Спиридонов.
Экспозиция представит своеобразный «лабиринт воспоминаний», двигаясь по которому, посетители будут все сильнее погружаться в прошлое молодых художников и их воссозданные ощущения. К примеру, Ксения Ильина в своей работе «По следам воспоминаний. Урал. Детство» предлагает окунуться в ностальгию по беззаботному времени, когда бабушка пекла самые вкусные беляши, а малину с крыжовником ели прямо с куста. А Вероника Чернышева в работе Metamarphosis размышляет о том, что хотя время и меняет внешность, цели и окружение человека, внутреннее «я» остается прежним.
«Для человека в целом естественно обращаться к прошлому. А искусство становится здесь формой выражения эмоций, связанных с повторным переживанием событий. Мне кажется, интерес к прошлому возникает, прежде всего, в переходные периоды жизни, когда ее грани перестраиваются, создавая непривычную до этого норму существования. Поэтому молодые люди часто в своем творчестве обращаются к воспоминаниям о детстве, подростковых годах.
Они как бы пытаются найти в них ответы на вопросы, как и из чего складывалась их личность и где взять фундамент для выстраивания новых форм восприятия нового взрослого мира и взаимодействия с ним», — поделилась участница направления «Кураторские практики» Катя Зинина.
В пространстве выставки также появятся и «островки настоящего» — условные зоны, связывающие воспоминания и реальность. Работа Магомеда-Али Хайбулаева «Звонок другу» даст возможность окунуться в мир своих переживаний — партиципаторная инсталляция позволит посетителям выговориться по телефону, ведь каждому из нас нужен тот, кто выслушает. А перформанс Софии Полад-заде «Держи себя в руках», который пройдет в день открытия, расскажет о родном городе художницы, который она когда-то покинула, а теперь вернулась туда уже другим человеком.
Выпускная выставка проектной школы Каскад открылась в павильоне №49 на ВДНХ.
Вернисаж: 23 июня в 14:00
Даты проведения: 23 июня — 31 июля 2024 г.
Адрес: проспект Мира, 119, павильон №49 на ВДНХ
Вход бесплатный, по регистрации на сайте Музея Москвы
16+