Театр весны: Салтыков-Щедрин, Бомарше и Федор Абрамов

Актрисы в Театре Сатиры
На фото: сцена из спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина»

На сцене Татра Сатиры состоялась премьера спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина», Театр Вахтангова представит премьеру «Севильский цирюльник», а Театр на Таганке — «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова.

Сны мальчика. Сказки Щедрина

20 и 21 апреля в Московском академическом театре сатира на сцене «Чердак Сатиры» состоится премьера спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина» режиссера Евгения Закирова.

Смешной и трогательный спектакль включает несколько произведений писателя, чьи произведения знакомы каждому школьнику. У писателя-сатирика, журналиста и государственного деятеля XIX века Салтыкова Михаила Евграфовича (Николай Щедрин — литературный псевдоним) вышло много произведений. Самое знаменитое, пожалуй, «Господа Головлевы». А еще он является автором вымышленного города Глупова, в котором узнаются черты среднестатистического российского городка.

Сны мальчика. Сказки Щедрина
На фото: сцена из нового спектакля Театра Сатиры «Сны мальчика. Сказки Щедрина»

Новый спектакль Театра Сатиры «Сны мальчика. Сказки Щедрина» предназначен не для школьников, а для людей взрослым, в нем соединились фантастический реализм и трагизм российской жизни. Хотя жанр определен режиссером как #Несказка, в спектакле присутствует множество персонажей, в обычной жизни лишенных человеческих черт. Помните премудрого пескаря, щучку, собаку Трезорку, трудягу конягу?

Для постановки режиссер написал инсценировку, в основе которой «Рождественская сказка», через которую в виде снов и фантазий, проходят сказки «Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Коняга» и «Дикий помещик».

Сергей Газаров худрук Сатиры
На фото: художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров

Как отметил художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров, фантастический реализм в пластике персонажей, и в их фантастическом обличии, то ли люди, то ли животные с человеческими лицами. Он в юморе и иронии повествования, он в оттенках декораций и сценическом свете, он в клоунаде и гротеске, он в масках, за которыми прячутся артисты, и которые, разделяя мир реальный от мира придуманного, обнажают душу каждого персонажа.

Через яркие образы и аллегорию сна спектакль рассказывает о нас самих и о незыблемых человеческих ценностях, о совести, добре и справедливости…».

Нежность и трагизм, вымышленный и реальный мир переплетаются в снах главного героя, причем главный герой — то юный Миша, то умудренный опытом писатель Николай Щедрин.

Заметим, что новый спектакль идет на сцене «Чердак Сатиры». Это новое камерное пространство, в котором актеры играют на расстоянии вытянутой руки от зрителей.

Впереди у Театра Сатиры много новых проектов. Следите за нашей афишей!

В спектакле «Сны мальчика. Сказки Щедрина» участвуют: Роман Керн, Мария Протасова, Карина Муса, Максим Демченко, Иван Федотов, Лев Казанский

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта.

16+

Севильский цирюльник

Премьера спектакля «Севильский цирюльник» состоится 21, 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова.

Бомарше портрет
На фото: Бомарше принесли славу 2 пьесы «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»

Пьер-Огюстен Каронде Бомарше прославился двумя пьесами «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784). Эти весёлые, дерзкие, энергичные произведения как нельзя лучше отражали авантюрный, неунывающий нрав самого автора. В «Севильском цирюльнике» впервые появляется Фигаро, чьё имя стало нарицательным.

В Театре Вахтангова к творчеству Бомарше впервые обратились в 2014 году, когда Владимир Мирзоев поставил «Безумный день, или Женитьбу Фигаро». В 2024 году работу на пьесой «Севильский цирюльник» начал режиссер Геннадий Шапошников.

Он так рассказал о своей работе: «Это моё первое обращение к творчеству Бомарше. Я люблю оперу Россини «Севильский цирюльник», но в данном случае речь шла о драматическом произведении, и я воспринял работу над ним как вызов. Если передо мной возникают неразрешимые задачи, я зову художника Виктора Герасименко. Так было не раз. Возник разговор о масках, о комедии дель арте. Виктор нашёл гравюру XIX века, где изображён Арлекин с бритвой, и я понял, что угадал направление поисков.

И ещё — что зрителю нужна комедия, чтобы на сцене было смешно и трогательно. Конечно, предстоит работа с текстом — это неизбежно, но мы не посягаем на авторскую мысль и структуру пьесы.

В нашем спектакле не будет музыки Россини — разве что немного, в качестве комплимента.

В роли графа Альмавивы появится Григорий Антипенко, собственно, выбор этой пьесы был его идеей.

А Фигаро готовят два артиста — Олег Лопухов и Алексей Петров. Они очень разные, и рисунок роли для каждого будет свой, даже мизансцены будут меняться. Это не два состава, а два равноценных исполнителя. Тем интереснее наши репетиции».

Постановка Геннадия Шапошникова. Сценография и костюмы Виктора Герасименко. Композитор Андрей Зубец.

В спектакле «Севильский цирюльник» принимают участие: Григорий Антипенко, Олег Лопухов, Алексей Петров, Полина Чернышова, Михаил Васьков, Владислав Демченко, Виталий Иванов, Клим Кудашкин, а также выпускники Театрального института имени Бориса Щукина этого года (курс Кирилла Пирогова) — Альбина Абрамова, Виктор Трайбер, Владимир Симонов-младший.

Деревянные кони

18 и 19 апреля 2024 года на Основной сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».

Актеры репетируют
На фото: спектакль Юрия Любимова «Деревянные кони» возвращается в Театр на Таганке спустя 50 лет

Спустя 50 лет ставший каноническим спектакль Юрия Любимова «Деревянные кони» возвращается в Театр на Таганке — теперь в интерпретации режиссера Светланы Земляковой. Глухая русская деревня как замкнутый, самостоятельный мир. Как некая цивилизация, пережившая свой расцвет и закат.

Три героини. Три поколения. Три жизни. Василиса Милентьевна — совершенно утерянный сегодня, почти иконописный образ невероятного смирения-принятия. Пелагея — мощь и красота, за которыми уже прячется эго. И Алька — вылетела птичка из гнезда, заколотила досками свой дом, и ушло все под землю…

Режиссер Светлана Землякова рассказала: «Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник — его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам — внучка, Мария Боровская. Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол.

Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства.

Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе. Такой разговор всегда актуален, потому что каждый задается вопросом: «А как жизнь эту пройти?». Это поле перед тобой, эту дорогу…».

Продолжительность 2 часа 30 минут (с одним антрактом)

Основная сцена

16+