
Выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой», посвященная женщинам-режиссерам советского кино, открылась в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.
Если творчество Татьяны Лиозновой хорошо знакомо многим ценителям кино, то чем прославились Ольга Преображенская, Маргарита Барская, Эсфирь Шуб, Надежда Кошеверова, Юлия Солнцева, знают только киноведы и кинокритики. Отличная возможность познакомиться с наследием выдающихся женщин-режиссеров отечественного кино появилась у посетителей Еврейского музея и центра толерантности в Москве.
В марте многие художественные проекты посвящены женщинам. Они внесли и вносят свой вклад в развитие российской культуры и искусства. А кино, как помнят многие со школьных времен, является важнейшим из искусств.
Хрупкие женщины встали на место мужчин, освоили изначально мужскую профессию, чтобы снять такие фильмы и сериалы, которые будут смотреть миллионы зрителей, причем не только в России. О них, талантливых, красивых, харизматичных, рассказывает новая выставка, что открылась на днях в Москве.
Ольга Преображенская первая экранизировала «Тихий Дон». Тот немой фильм 1930 года знаком немногим. Однако на выставке можно увидеть фотографии актеров – исполнителей главных ролей. Режиссером тогда был найден образ Григория Мелехова. И в последующих постановках (50-х, 80-х и 90-х годов XX века) он был сохранен.

Замечательные фильмы «Золушка», «Укротительница тигров» и «Старая старая сказка» сняла Надежда Кошеверова. Именно благодаря режиссеру Кошеверовой была «открыта» Людмила Касаткина, которая в последующие годы сыграла множество ярких ролей.
А вы знаете, какие актеры пробовались на роль Штирлица? Один из них был Арчил Гомиашвили, друг автора детективных романов Юлиана Семенова. Но Татьяна Лиознова выбрала на главную роль Вячеслава Тихонова и твердо настояла на его кандидатуре.

А еще режиссер постоянно спорила с Семеновым. Например, в его романе практически не было женских образов. Благодаря Лиозновой мы видим «17 мгновений весны», где играют характерные и красивые женщины (Екатерина Градова, Элеонора Шашкова, Светлана Светличная, Инна Ульянова). В роли красавицы Габи, влюбленной в Штирлица, всем запомнилась Светличная.
Одну из крохотных ролей (роль старушки в кафе) должна была сыграть Фаина Раневская. Однако знаменитая актриса отказалась и написала письмо режиссеру. Это письмо можно увидеть среди экспонатов, рассказывающих о знаменитом сериале.
Афиши, фотографии, раскадровки, письма, фотопробы и сами фильмы на экранах телевизоров и на стенах музея… Эта выставка рассказывает о знаменитых женщинах-режиссерах, тех, кто внес огромный вклад в развитие российского кино.

Выставка знакомит с интересными фактами о съемках кино в советские годы, а также рассказывает о творчестве женщин-режиссеров нашего времени.
Для выставки экспонаты из своих фондов предоставили: Государственный центральный музей кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Московский музей современного искусства, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофонд России, крупнейшие киностудии страны и несколько частных собраний.
Выставку сопровождает публичная программа, состоящая из кинопоказов, творческих встреч и лекций. Следите за афишей!
Кураторы выставки: Нина Гомиашвили и Вячеслав Шмыров.
Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой
Выставка работает с 13 марта по 27 июля 2025
Еврейский музей и центр толерантности
ул. Образцова, д. 11, стр. 1А