Выставки января

Сокровища Владимиро-Суздальской земли
На фото: в Третьяковке открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»

В январе 2023 года можно увидеть выставки: «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», арт-проект Театра Пушкина и аэропорта Шереметьево и новые проекты на «Винзаводе».

«Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Третьяковке

Впервые в Москве на новой выставке представлены редчайшие экспонаты из собрания многих музеев и храмов Владимира и Суздаля. Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Новой Третьяковке открывает цикл мероприятий к празднованию тысячелетия Суздаля.

Выставка занимает несколько залов Новой Третьяковки. В Белом зале представлены фрагменты надгробных плит, барельефы и слепки с рельефов соборов и церквей.

Никита - Бесогон
На фото: Никита, побивающий беса

Посетители смогут увидеть почти 600 экспонатов из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В том числе — знаменитые Златые врата Богородице-Рождественского собора Суздаля, самый ранний список одной из древнейших русских икон Богоматерь Боголюбская и первый отечественный иллюстрированный учебник-азбука «Букварь» Кариона Истомина, а также предметы, обнаруженные в археологических кладах за последние 200 лет. Некоторые из них прежде не экспонировались. Выставка начнет серию мероприятий в рамках празднования тысячелетия первого письменного упоминания Суздаля, которое отметят в августе 2024 года.

«Выставка открывает цикл событий, посвященных этой дате. Предметы, которые будут представлены, — свидетели событий, происходивших на Владимиро-Суздальской земле на протяжении восьми столетий. Через истории людей, судьбы которых связаны с с этой землей — Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского — зрители познакомятся с ее историей», — говорит директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

Драгоценности Владимиро-Суздальского княжества
На фото: в масштабной экспозиции представлено около 600 экспонатов из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника

«Суздаль и Владимир сыграли знаковую роль в становлении Российского государства. Благодаря усилиям князя Юрия Долгорукого и его потомков Северо-Восточная Русь из безвестного удела на дальних окраинах страны буквально за несколько десятилетий выдвинулась на лидирующие позиции; именно здесь происходило складывание нового политического ландшафта, который получил законченную форму уже в Москве. Точно такое же определяющее значение Владимир и Суздаль имели и для становления русской культуры», — говорит заведующий научно-исследовательским отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника Матвей Давыдов.

Евангелие в драгоценном окладе
На фото: Евангелие в драгоценном окладе на выставке «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»

Наследие Северо-Востока Руси отразилось в памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства, иконописи. «Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля вдохновляло мастеров на создание шедевров в других регионах, в том числе и в Московском Кремле. Творчество местных иконописцев оказало определяющее воздействие на становление самостоятельных иконописных школ в Москве и Твери, повлияло на дальнейшее развитие уже существовавшей ранее ростовской школы. А книжники Владимира и Суздаля — прежде всего летописцы — обеспечили преемственность древнерусской письменной традиции и исторической памяти и их усвоение в новом центре русских земель — Москве», — отметил Матвей Давыдов.

Один из центральных экспонатов — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора. Выполненные в 1230-х годах в технике «золотой наводки», распространенной в средневековой Северной Европе, они являются древнейшим памятником подобного рода, созданным на территории Руси.

Также на выставке можно увидеть редкие иконы — шедевры древнерусской станковой живописи. Среди них особо следует выделить список Владимирской иконы Богоматери конца XIV — начала XV столетия, авторство которого приписывается Андрею Рублеву, и образ Богоматери Максимовской конца XIII века, созданный в память о явлении Богородицы митрополиту Максиму, когда она благословила его на служение во Владимире. Посетители смогут увидеть и самый ранний список Боголюбской иконы Богоматери, датируемый второй половиной XVI века. Он исключительно точно воспроизводит иконографию подлинного Боголюбского образа, написанного после явления Богородицы Андрею Боголюбскому. На месте этого чудесного события князь построил свою загородную резиденцию, а после его гибели там разместился Боголюбский монастырь.

Театр не изменит мир, но он изменит тебя

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина совместно с Международным аэропортом Шереметьево имени А.С. Пушкина представили арт-проект «Театр не изменит мир, но он изменит тебя».

Арт-проект Театра Пушкина и аэропорта Шереметьево
На фото: арт-проект Театра Пушкина и аэропорта Шереметьево представлен в терминале В аэропорта Шереметьево

Экспозиция «Театр не изменит мир, но он изменит тебя» рассказывает о прошлом и настоящем Театра имени Пушкина. Его история берет начало от Камерного театра, основанного более ста лет назад выдающимся режиссером Александром Таировым. Главная часть экспозиции — современные спектакли, в которых заняты известные артисты: Вера Алентова, Виктория Исакова, Александра Урсуляк, Владимир Жеребцов, Сергей Лазарев, Анна Бегунова, Елизавета Кононова, Дмитрий Власкин, Андрей Заводюк, Александр Арсентьев.

Евгений Писарев (художественный руководитель Театра Пушкина) рассказал: «К юбилею театра мы планировали создать совместный проект с аэропортом Шереметьево, но его пришлось отложить из-за пандемии. Наше сотрудничество неслучайно: и театр, и аэропорт носят имя, пожалуй, главного литературного деятеля нашей страны — Александра Сергеевича Пушкина. Наконец, сегодня мы открыли обновленную, яркую и интересную выставку, в которой представлены история и репертуар Театра Пушкина. Первые зрители оставили лестные отзывы об экспозиции, а также пришли в восторг от концерта артистов нашей труппы. Нечасто в аэропорту услышишь всем известные песни в живом исполнении».

Выставка «Театр не изменит мир, но он изменит тебя» открыта для посещения в общедоступном терминале В Международного аэропорта Шереметьево и продлится до конца февраля.

Артисты Театра Пушкина поют
На фото: открытие арт-проекта Театра Пушкина и аэропорта Шереметьево

Выставка, посвященная истории театра, открылась специальной музыкальной концертной программой от артистов пушкинского театра. В концерте приняли участие Анна Кармакова, Ирина Царенко, Наталья Рева-Рядинская, Лиза Кононова, Олег Греков, Владимир Зиберев, Никита Пирожков, Иван Литвиненко, Антон Гращенков. Ведущим мероприятия выступил Кирилл Чернышенко.

Новые выставки на «Винзаводе»

Центр современного искусства Винзавод представляет финальный этап Проектов кураторов и независимых сообществ — выставку «Цемента II». Это своевременная инициатива Фонда Винзавод по поддержке творческого сообщества, которая позволяет в реальном времени увидеть действующие и талантливые проекты.

Проект «Цемента II» — продолжение выставки «Цемента I» (2014), задуманной как альтернатива выставкам Documenta и Manifesta — отсюда и созвучное название, придуманное одним из художников объединения PARAZIT Керимом Рагимовым. Первая «Цемента» была попыткой продемонстрировать равенство всех участников: выставочное пространство делилось на равные участки поверхности стен, а художники тянули жребий, чтобы занять свое место.

«Цемента II» поднимает вопрос о двойном назначении материалов и множественности смыслов форм. Стены и мосты переходят в языковую единицу, наделенную способностью давать определение предметам и процессам. Материально-вещественное преобразуется в философско-психологическое, где второе вновь стремится встать в предметном мире.

Картина современного художника
На фото: проект «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» на «Винзаводе»

В рамках выставки «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» независимый куратор некая Ада рассматривает уличное искусство сквозь призму «мифологического сознания», присущего нашим предкам из Первобытной эпохи. Нанесение изображений на стены — древнейший способ творческого взаимодействия человека с окружающей средой. Таким образом художник «высвобождает из стен» свой особый мир. С технической точки зрения наскальная живопись может считаться истоком стрит-арта — в этом контексте проект куратора некой Ады исследует стрит-арт как факт новой городской мифологии, творимой сегодня.

ВК «Винзавод»
Бродильный цех, подъезд №22

24.01.2023 – 19.02.2023