
В марте смотрим премьеры в театрах Москвы: «Идиот» и «Сто бед» в Театре им. Евгения Вахтангова, а также «Сделку» в Театре им. А.С. Пушкина.
Проверенная временем классическая или современная литература? Наверное, это не так важно. Главное — талант писателей, драматургов, режиссеров, актеров и всех причастных к театру людей.
«Идиот» в Театре им. Евгения Вахтангова
4 и 5 марта в 19:00 на исторической сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоится премьера спектакля по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» в постановке Владислава Наставшева.
Сюжет романа Достоевского хорошо знаком всем со школьных лет. Однако благодаря театру знаменитое произведение обретает новые смыслы и значение.
Кто главный герой в «Идиоте»? Ответ очевиден – князь Мышкин. Странный молодой человек с тонким голосом — чужой в этой бескрайней стране. Да, он русский по рождению, но по мироощущению — европеец. Перед ним разворачиваются и комедии, и драмы из российской жизни, в которых он будет не только зрителем, но и участником.
А остальные герои «Идиота» — они второстепенные? В спектакле режиссера Наставшева зрители увидят, что основные действующие лица создают свою реальность, в которой разобраться князю Мышкину, имеющему доброе сердце и слабый ум, очень непросто…
Настасья Филиппова и Парфён Рогожин «сыграют» на глазах Мышкина буквально шекспировскую трагедию, а Аглая Епанчина в постановке Владислава Наставшева превратится в звезду шоу-бизнеса с настоящим профессиональным вокалом. Кстати, режиссер сам занимается оформлением своих спектаклей: сценография в «Идиоте» режиссерская, как и музыка.
Режиссер уже имеет большой опыт работы с романом Достоевского. Будучи студентом он репетировал роль князя Мышкина. А спустя 10 лет поставил «Идиота» в Риге…

«Идиот» стал второй вахтанговской постановкой Наставшева. Его первый спектакль — «Повесть о Сонечке» по повести Марины Цветаевой — был выпущен в декабре 2023 года на Новой сцене и отмечен премией «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура».
Как рассказал режиссер Владислав Наставшев о своей новой работе: «… князь Мышкин — не только действующее лицо. Он — еще и зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои — актеры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в свое действие, и он становится «идиотом» в том смысле, что перестает отличать правду от вымысла, свою правду — от чужой игры.
Романы Достоевского верно называют «полифоничными». Это значит, что каждый из героев претендует на обладание некой конечной правдой. В столкновении разных правд рождается новая реальность, в которой с равной силой звучат разные голоса. В этом смысле все герои «Идиота» — авторы сюжета; все герои главные, они даже спорят за авторство своей истории. Поэтому в романе невозможно определить одну правду — «главную» для всех.
В этом хоре голосов Достоевский стремится услышать и предугадать будущие судьбы своей страны и ее людей. «Идиот» — это, конечно, роман о России».
Этот спектакль — для тех, кто хочет освежить в памяти знаменитое произведение, а также для тех, кто ценит оригинальные режиссерские находки.

Над выпуском спектакля вместе с режиссёром работали: сценография — Владислав Наставшев и Валерия Барсукова, художник по костюмам — Майя Майер, художник по свету — Руслан Майоров, видеохудожник — Ася Мухина, художник-гримёр — заслуженный работник культуры России Ольга Калявина, музыкальное оформление — Владислав Наставшев и Иван Лубенников, звукорежиссёр — Всеволод Семёнов, помощники режиссёра — Наталья Меньшикова, Кристина Миронова.
Роли исполняют: Константин Белошапка (Князь Мышкин), заслуженная артистка России Анна Дубровская (Настасья Филипповна), Павел Юдин (Парфён Рогожин), Полина Рафеева (Аглая Епанчина).
«Сделка» в Театре им. А.С. Пушкина
Премьеру спектакля «Сделка» по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» смотрите 20 и 21 марта в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина.
Как известно, месть — блюдо, которое подается холодным…
В юные годы скромная девушка Клара была обижена и покинула родной город в поисках лучшей жизни.
Прошло много лет и вот уже не просто богатая, а обладательница сотен миллионов госпожа Клара Цаханассьян возвращается на свою родину — в Гюллен. Жители городка такой гостье несказанно рады и готовят ей пышный приём, в надежде, что воспоминания о юности растопят её сердце и она окажет давно разорившемуся Гюллену финансовую поддержку.
Но Клара предлагает городу сделку: миллиард в обмен на жизнь её первой любви — предавшего её в юности Альфреда Илла…
Режиссер Игорь Теплов так рассказал о спектакле: «На мой взгляд, это история о людях, которые в бесконечной череде выборов, совершённых ради собственной выгоды, теряют человеческое лицо. Все мы в течение жизни порой находимся в ситуации сделки, какой-то договоренности с окружающим миром, и не всегда отдаём себе отчет о последствиях.
Герои пьесы, существуя в формате этих сделок, однажды понимают, что жизнь прошла мимо, и будто пытаются пересобрать её, прожить заново, соглашаясь на новые сделки. Но, несмотря на социальный мотив, это всё равно история о любви, которая в изуродованном, исковерканном виде выживает, пробивается и даёт героям шанс на искупление».
Сделка
Автор: Фридрих Дюрренматт
Автор сценической версии: Алексей Житковский
Режиссёр: Игорь Теплов
Художник-сценограф: Виктор Шилькрот
Художник по костюмам:Ирэна Белоусова
Художник по свету: Максим Бирюков
Композитор: Родион Аверьянов
Хореограф: Наталья Терехова
Ассистент режиссёра: Антон Феоктистов
В ролях: Вера Воронкова, Виктор Васильев, Сергей Миллер, Андрей Сухов, Назар Сафонов, Андрей Заводюк, Тамара Лякина, Наталья Корогодова, Владимир Николенко, Андрей Кузичев/Алексей Воропанов, Константин Похмелов, Сергей Ланбамин, Владимир Григорьев, Антон Феоктистов, Сергей Кудряшов/Ян Сибряев, Валерия Ёлкина/Татьяна Романова, Вера Лескова, Инна Кара-Моско
18+
«Сто бед» на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова
8, 9 и 22 марта в Камерном зале Симоновской сцены состоится премьера спектакля «Сто бед». На создание этого спектакля режиссёра Галину Зальцман вдохновили произведения и мир героев знаменитого сербского кинорежиссёра, сценариста, актёра и музыканта Эмира Кустурицы.

Галина Зальцман рассказала: «Мне с юных лет нравятся фильмы Эмира Кустурицы. В них есть свобода, умение смеяться в самых грустных местах и парадоксальное поведение людей, что довольно часто встречается в реальной жизни: просто не все это замечают.
Кустурица создаёт новый мир в каждом своем фильме. Можно ли ясно провести границу между реальностью и мифом в фильмах Кустурицы? А можно ли провести такую границу в наших рассказах о жизни? Как только мы начинаем что-то рассказывать, реальность сразу наполняется мифом. Мне очень нравится такой переход: он сказывается и на форме, и на содержании.
Больше всего мне нравится то, что Кустурица всегда рассказывает про людей, он удивительно умеет видеть человека — такого человека, который порой не знает «где его место в этой истории».
На мой взгляд, главное качество Кустурицы — умение смотреть на мир с позиции любви. У него всегда есть герой, не похожий на стереотипного героя; война, которая, прикидываясь балаганом, подбирается все ближе; и любовь, которая всё победит».
Сценическая версия и постановка Галины Зальцман. Художник-сценограф — Семён Пастух. Художник по костюмам — Яна Глушанок. Композитор — Валерия Коган. Художник по свету — Руслан Майоров.
В спектакле принимают участие: Евгений Кравченко, АртёмПархоменко, Светлана Йозефий, Анна Ляхова, Альбина Абрамова, Сергей Барышев, Михаил Коноваленков, ЕгорРазливанов, Владимир Симонов-мл.
Премьера спектакля «Сто бед» 8, 9 и 22 марта на Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова.