
В Москве открылась выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие».
«Танец — самое совершенное искусство, поскольку ни с чем не связано, а только с возможностями человека» — эти слова Кандинского стали отправной точкой для организаторов новой выставки в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.
В 10 залах музея разместила большая экспозиция, включающая картины, скульптуры, рисунки, эскизы театральных костюмов, видео и кинохронику, а также различные раритетные экспонаты, принадлежавшие знаменитым танцорам балета — пуанты и костюмы. А еще в одном из залов установлено большое зеркало и станок, словно мы попали в репетиционный зал балетного училища.

Организаторы выставки обещают интерактив, который позволит посетителям музея почувствовать возможности своего тела.
Как рассказывает куратор выставки Мария Гадес: «Основная задача — чтобы зритель попытался почувствовать свои собственные границы, свои физические возможности. И при помощи искусства, и при помощи языка тела.
Никто из организаторов и кураторов выставки никогда не занимался ни классическим танцем, ни танцем модерн. Но мы понимали, что эта тема (танец в искусстве) может открыть новые истории и неизвестные сюжеты…».

Буквально с первых шагов зрители начинают открывать для себя неизвестные страницы искусства танца. Айседору Дункан все знают, а ее последовательниц, так называемых дунканисток — нет. Между тем, молодые девушки, восхищенные творчеством Айседоры, еще в 30-е годы XX века танцевали в стенах Цветаевского (ныне Пушкинского) музея. Кинохронику этих выступлений среди древних египетских и римских статуй можно увидеть на выставке.
А дальше экспозиция знакомит с человеком, который был знаменит в 30-е и 40-е годы. Это Касьян Голейзовский, балетмейстер, постановщик танцев в кино, экспериментатор. Его танцы можно увидеть во многих фильмах Григория Александрова (на выставке — кадры из фильма «Цирк» с Любовью Орловой и сотней танцовщиц). А поставленные Голейзовским парады физкультурников на Красной площади и сегодня способны поразить своей мощью.

Вот слова Касьяна Ярославича: «Танец… приобретает способность самыми яркими и убедительными красками слагать пластические гимны высоким душевным порывам: человечности, свободе, гневу, любви, радости, борьбе, отчаянию, ненависти, миру, героизму; изображать бушующее пламя, мерцающие звёзды, воздушные миражи…».
Матисс, Малевич, Кандинский, Бакст, Бенуа, Экстер, Ларионов, Гончарова и еще десятки талантливых мастеров создавали свои работы, вдохновившись искусством танца.
А может ли быть «Супрематический балет»? Оказывается, да. Его поставила ученица Малевича Нина Коган в 20-е годы. Эскизы к этой постановке зрители увидят в одном из залов.
Ритм, задающий интенсивность движения в танце, демонстрируется на кадрах из балета Мориса Безажа «Болеро» с Хорхе Доном в главной партии.
Как танец связан с искусством и историей, что вдохновляло художников — все это можно узнать на выставке.
Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие
Выставка работает до 31 июля 2025 года.
Выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие» проходит в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.
Адрес: ул. Образцова, 11, стр. 1А