В музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) открылась выставка испанского художника и фотографа Хосе Мануэля Баллестера «Скрытые пространства».
Первые работы из серии «Скрытые пространства» были созданы Хосе Мануэлем Баллестером в 2007-м году. Это всемирно известные живописные полотна, но без человеческих фигур. Автор показывает, что игра света и тени прекрасны сами по себе.
Спустя 14 лет работы испанского художника впервые демонстрируются в России, в музее «Новый Иерусалим».
Цель вмешательства Хосе Мануэля Баллестера в картины, ставшие знаковыми в западном искусстве, состоит в том, чтобы обнаружить и подчеркнуть важность пространства, окружающего их главных героев. Для этого художник убирает всех персонажей и те элементы, которые связаны с действием и движением живых существ, видны только ландшафт и инертные объекты, и природа и архитектурные декорации расцветают в своей главной роли.
Хосе Мануэль Баллестер рассказывает: «Это» упражнение на опустошение» позволяет, с одной стороны, более детально подойти к анализу того, как каждый художник создавал свои творения, и, с другой, — вызвать пересмотр или новое прочтение классики. Я хочу показать, что далеко не всё было сказано, и открыть путь для новых интерпретаций, нового видения, а значит, для нового отношения к классике.
Я приглашаю зрителя взглянуть иначе на знакомые картины и поставить себя на другую плоскость созерцания».
В числе шедевров, «опустошенные» реплики которых Баллестер предоставил для выставки в Новом Иерусалиме, — «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Весна» Сандро Боттичелли, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Обручение Девы Марии» Рафаэля и другие — всего 19 работ, выполненных в размер оригинала.
Баллестер создает свои работы, начиная с цифрового файла, который впоследствии обрабатывается с помощью различных программ для достижения той же фактуры, цвета, текстуры и деталей, что и оригинальные работы, для максимального приближения к тому, как это сотворил художник оригинальной работы. Поэтому он берет на себя роль каждого из выбранных художников, уважая индивидуальный стиль каждого из них. Все картины Хосе Мануэля повторяют оригиналы в их первоначальном размере.
Особую популярность картины художника получили в разгар пандемии коронавируса. В то время как излюбленные туристические места вдруг стали непривычно безлюдными, когда правительства по всему миру требовали оставаться дома, точные изображения мировых шедевров искусства без людей заполонили интернет и стали вирусными. Работы, созданные на протяжении нескольких лет, неожиданно стали созвучны настоящему времени.
Картины Хосе Мануэля Баллестера находятся в коллекциях государственных музеев и частных культурных институций Испании, США, Японии, Китая и других стран. В разные годы творчество Баллестера было представлено на персональных и сборных выставках в Музее Прадо в Мадриде, в Музее Гуггенхайма в Бильбао, Художественном музее Генуи в Италии, Национальном музее фотографии в Дании, Художественном музее Фроста в США, Галерее Паскаля Ваноке в Париже и многих других.
В России выставка Баллестера проходит впервые, что отразилось в экспозиции — в нее включено несколько авторских реплик известных картин российских художников.
Комментируя выставку, Хосе Мануэль Баллестер рассказывает: «Выставка в музее «Новый Иерусалим», помимо возможности показать свои работы в России, дает возможность приблизиться к культуре, которую я уважаю и которой восхищаюсь. Россия внесла в мировую культуру огромное количество сокровищ во всех областях искусства.
В моей выставке я не мог пропустить таких мастеров, как Малевич, Кандинский — фундаментальных художников в развитии пластических искусств. Я надеюсь, что серия «Скрытые пространства» даст возможность российской публике углубить и расширить свой взгляд в путешествии по истории искусства, в котором зритель будет идти вместе со мной».
Международный проект проходит при поддержке посольства Испании в России.