Под знаком Рубенса

Под знаком Рубенса
На фото: выставка фламандской живописи XVII века открылась в Государственном историко–художественном музее «Новый Иерусалим»

Выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» открылась в Государственном историко–художественном музее «Новый Иерусалим».

В экспозиции новой выставки представлено более 60-ти знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей–усадьба «Архангельское» и других, а также из частных собраний.

Ключевой работой экспозиции стала прежде не выставлявшаяся в России картина Питера Пауля Рубенса.

XVII век — золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета, отправным импульсом которого стала фигура Питера Пауля Рубенса. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, он надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса». Этот яркий период мировой истории искусств открывает посетителям выставка в музее «Новый Иерусалим».

Натюрморт с устрицами и куропатками
На фото: Франс Снейдерс «Натюрморт с устрицами и куропатками

В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля Рубенса, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами. Так, например, посетители увидят единственную подписную работу женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.

Многие региональные музеи России обладают отдельными произведениями и небольшими коллекциями работ фламандской школы. Однако, только подчиненные единому экспозиционному замыслу, картины из разных собраний в таком многообразии и количестве обретают характер масштабной, уникальной по своему охвату выставки.

Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц
На фото: Ян Брейгель старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»

Также в экспозиции представлены работы из частных собраний Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».

Важной частью экспозиции стали две работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской из частной коллекции, которые впервые представлены публике. Это характерные образцы фламандской живописи первой половины XVII столетия. «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова иллюстрирует сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве. Картина «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» должна была стать частью серии для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже.

По замыслу авторов проекта произведения крупнейших мастеров — Рубенса, Ван Дейка и Йорданса — представлены на выставке в контексте первоклассных образцов творческого наследия других живописцев, взаимодополняющих друг друга и демонстрирующих различные аспекты развития фламандской живописной школы. Они демонстрирует неисчерпаемый талант своих создателей, их изощрённое композиционное, колористическое и живописное мастерство.

Вадим Садков, куратор выставки, доктор искусствоведения, профессор: «Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии — основная смысловая ось выставки. Другая ее важная задача — исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов».

Выставка состоит из трех основных разделов. Экспозиция раскрывает организационно-деловые и творческие взаимоотношения: с одной стороны, между художниками, учениками и подмастерьями, с другой — между авторами живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами.