Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова

Филипп Малявин «Вихрь»
На фото: Третьяковская галерея запустила новый яркий и неожиданный для большинства зрителей проект «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова»

К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный для большинства зрителей проект. Маршрут по «Отвергнутым шедеврам…».

Новые краски и новые техники, новые сюжеты и воплощение на холстах летописных событий – все это нашло выражение в живописи середины-конца XIX века. Благодаря меценату Павлу Третьякову сегодня мы можем видеть произведения лучших художников тех времен в знаменитой картинной галерее. А как относились власть и современники к работам Репина, Васнецова, Сурикова, Перова, Куинджи и других мастеров?

Если хотите узнать, то обязательно пройдите новый маршрут, который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании Третьяковки в Лаврушинском переулке.

Знаменитые картины – «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В. Васнецова, «Сельский крестный ход на Пасхе» В. Перова, – были подвергнуты жестокой критике. Публика не приняла того, как художники изобразили исторические события. К примеру, о картине «Боярыня Морозова» говорили, что на ней изображен «варварски пестрый персидский ковер». А о картине Филиппа Малявина «Вихрь» с танцующими крестьянками знаменитый критик Стасов сказал, что художник вылил на холст «ушат красной краски»!

Осуждать, запрещать и подвергать авторов гонениям – это наши «традиции». Нельзя изображать пьяных на крестном ходу – можно обидеть верующих (картина Перова). Нельзя демонстрировать итог любой войны – гору человеческих черепов (картина Верещагина) – тут смертельно обижается власть, сами знаете из-за чего.

Апофеоз войны
На фото: картина Василия Верещагина «Апофеоз войны», 1871 год

Для нас, живущих XXI веке, знакомых с драматургией XX века, наполненного безудержными катаклизмами и травматической ломкой стереотипов, пережившего авангард и постмодернизм, искусство второй половины XIX века воспринимается как хорошо известная по школьным учебникам устаревшая классика, спокойная и «беззубая». Сегодня многим трудно поверить, что и это искусство когда-то было опальным и гонимым, что вокруг него кипели страсти и долго не утихали жаркие дискуссии.

Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» организаторы отобрали 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта — показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы.

Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. А сегодня без них трудно представить постоянную экспозицию одного из главных музеев страны.

На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.

Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки, по сегодняшним меркам, не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.