
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка самого знаменитого живописца Великобритании Томаса Гейнсборо.
Будущий живописец родился в семье обедневшего торговца сукном, он был девятым ребенком. Юношей уехал в Лондон обучаться живописи и жил, зарабатывая рисованием пейзажей до своей женитьбы на внебрачной дочери герцога Бофода.
Слава к художнику пришла после того, как он стал запечатлевать на холстах представителей британского высшего света. Но что удивительно: художник всегда говорил, что портреты рисовать не любит, его страсть — пейзажи, именно с пейзажей начался путь в искусство самого знаменитого живописца Великобритании.

Удивительные, тонкие, проникновенные, лирические — все это эпитеты к работам мастера.
Многие его портреты представителей знатных семейств до сих пор хранятся в частных собраниях. И как рассказали устроители выставки, собрать работы Томаса Гейнсборо для выставки в Москве было непросто. К счастью, несмотря на политические разногласия лидеров стран, культурные связи между Россией и Великобританией укрепляются, о чем и свидетельствует открывшаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина масштабная выставка картин Гейнсборо.

Первый раздел выставки включает ранние работы художника, созданные его возвращения в родной Саффолк из Лондона. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и придать формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.
В этот же период Гейнсборо начал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры — следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.

Во второй части экспозиции можно увидеть камерные портреты мастера. Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками, тем более, что британские заказчики нередко обращались к разным портретистам. Помимо полотен Томаса Гейнсборо, в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британских художников — современников мастера.
В Белом зале экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейснборо, в том числе, портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них — композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также вошли в экспозицию.

В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличает свобода и легкость живописной манеры. В эти годы художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев — Петера Пауля Рубенса и Антонисаван Дейка. Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura — кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство. В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Томаса Гейнсборо.
Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» — копия с масштабного полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года.
Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям Томаса Гейнсборо и другим медиа, к которым обращался мастер, всю жизнь увлекавшийся различными художественными экспериментами. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, столь необходимой для его художественной практики; он непрерывно открывал новые возможности рисунка. Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле.

Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До нашего времени сохранилось только десять подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.
Гейнсборо был не только выдающимся живописцем XVIII века. Он умел играть практически на всех музыкальных инструментах своего времени.
Выставке посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо», который проходит в музее с 1 по 23 декабря.