История «Интуриста» в советском туристическом плакате

Девушка на плакате
На фото: один из плакатов на выставке «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний»

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная въездному туризму и плакатам «Интуриста».

Перед СССР в 30-е годы XX века стояла непростая задача — привлечь в страну зарубежных туристов, чтобы продемонстрировать достижения новой системы, ведь в это время на Западе разразился экономический кризис, а при социализме кризисов быть не могло. А еще получить коммерческую выгоду.

Отдых на Черном море
На фот: плакат «Интуриста», рекламирующий отдых на Черноморском побережье

Для создания привлекательного образа перед западными путешественниками использовались многие средства, в том числе наглядная агитация. Телевидения в ту пору не было, плакаты и брошюры являлись главным средством такой агитации.

Всероссийское общество по приему иностранных туристов ВАО «Интурист» было создано 12 апреля 1929 года, фактически получив монополию на работу с въездным туризмом. Благодаря работе «Интуриста» только за первые 10 лет его деятельности в СССР приехало 10 млн. зарубежных гостей.

Автомобиль «Москвич» в музее
На фото: автомобиль «Москвич», бывший символом успешной жизни и достатка советского человека

Увидеть плакаты разных лет, демонстрирующие достоинства отдыха на просторах СССР можно в Музее Москвы на выставке «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний».

Выставка «История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний» — это ретроспектива оригиналов зарубежных рекламных постеров Интуриста, созданных в 30-70-е годы XX века. На выставке также можно увидеть различные предметы из фондов Музея Москвы (одежду, аксессуары, журналы и др.) и более 30 плакатов из архива туроператора и зарубежных частных коллекций.

Одежда 30-х годов XX века
На фото: одежда 30-х годов XX века в СССР

Эти плакаты не видели советские люди, они были нарисованы для зарубежной публики. Неизвестные на родине, за границей они были повсеместной рекламой необычного туристического направления и стали со временем объектами коллекционирования.

На плакатах Интуриста вы увидите прошлое нашей страны глазами иностранцев, отдыхающих в СССР. В плакатах нашли отражение основные туристические направления 16 советских республик и многих городов (города Золотого кольца, Ленинград и Москва).

Балерина на ретро-плакате
На фото: плакат, рекламирующий балет Большого театра

Талантливые художники создали идеальный коммерциализированный образ советского отдыха. Они выполнены в популярном на Западе стиле арт-деко и напоминают работы русского авангарда, хорошо известные в Америке и Европе.

Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина рассказывает: «Специально для экспозиции Музей Москвы предоставил советские курортные фотографии и вещи путешественников 1960-1980 годов: одежду повседневную и для отдыха, коллекцию чемоданов и средства передвижения — велосипеды и автомобили.

Плакат «Интуриста» со снежной бабой
На фото: плакат «Интуриста», рекламирующий зимний отдых в СССР

Посетители сравнят два образа — западный образ «советского шика» и тот, который складывался у наших соотечественников — фотографов, репортёров и туристов-москвичей. Кстати, вход на выставку будет свободным на протяжении всей ее работы».

Генеральный директор туроператора «Интурист» Виктор Тополкараев отмечает: «Выставка посвящена 90-летию со дня основания организации и рассказывает о том, какой образ нашей страны во всем ее многообразии формировался для иностранной аудитории. Уверен, что многим будет интересно увидеть зарубежные плакаты «Интуриста», выполненные в нехарактерном для тех лет стиле и совершенно неизвестные на родине».

Выставка проходит при поддержке Ростуризма, Комитета по культуре города Москвы, Торгово-промышленной палаты Германии.

Выставка работает до 20 мая 2019 года в Музее Москвы, 1-й корпус.