Театр Вахтангова выпустил премьеру спектакля «Говори со мной» по пьесам Теннесси Уильямса.
Часто у театралов есть возможность сравнить постановки любимых пьес в разных театрах. Чеховский «Вишневый сад», шекспировские «Ричард III» и «Ромео и Джульетта» идут на сценах многих театров. А с новой постановкой Театра Вахтангова такое сравнение не получится, поскольку этот спектакль — оригинальная работа большой творческой команды. И в России «Говори со мной» прежде не ставили.
В основу спектакля «Говори со мной» вошли 5 одноактных пьес, написанных в период с 1940 по 1970-й годы. Любопытно, что первый сборник одноактных пьес Теннесси Уильямса вышел в 1939 году, и он тоже состоял из пяти пьес (драматург очень любил число «5»). Тогда его произведения привлекли внимание Ли Страсберга, главного последователя Системы Станиславского в Америке. Режиссер и его коллеги увидели в пьесах Уильямса большой потенциал в реформировании современного театра.
Успех пришел к Теннесси Уильямсу, когда на Бродвее была поставлена его пьеса «Стеклянный зверинец» (1944 год). А настоящая слава была уже в 1951 году — тогда на экраны вышел фильм Элиа Казана «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли по одноименной пьесе Уильямса. Вскоре фильм удостоится 3-х оскаровских наград.
Позже были поставлены и другие его пьесы, а также сняты по ним фильмы. В их числе «Кошка на раскаленной крыше», «Орфей спускается в ад», «Сладкоголосая птица юности», «Ночь игуаны» и многие другие.
Огромное творческое наследие Теннесси Уильямса включает не только пьесы, а также стихи, эссе и рассказы. Часто Уильямса называют «Американским Чеховым».
Пять одноактных пьес Теннесси Уильямса, в основе вахтанговского спектакля «Говори со мной», это: «Долгое прощание» (1940), «Портрет Мадонны» (1944), «Отчуждённая собственность» (1946), «Говори со мной словно дождь и не мешай слушать» (1953), «Не могу представить, что будет завтра» (1970).
Что же их объединяет? Во-первых, мотив одиночества. А еще красота и иллюзия, но не обманчивая, а та, которая хранит смысл и соединена с повседневной реальностью.
Писатель-неудачник, его приятель, мать и сестра, учительница и портье, художник и его муза, подростки-соседи, оперная дива, жена и муж — всех героев этого спектакля объединяют несбыточные надежды, чувство одиночества и желание стать счастливыми, любимыми или хотя бы быть понятыми самыми близкими людьми.
Режиссёр спектакля Эльдар Трамов говорит: «Моему поколению Теннесси Уильямс известен по немногим наиболее знаменитым его пьесам — «Трамвай «Желание», «Стеклянный зверинец»… Поэтому едва ли можно утверждать, что автор сегодня полностью раскрыт и понят. У него огромное количество эссе, других пьес — с ними неплохо было бы познакомиться…».
В тонком, наполненном многочисленными смыслами спектакле молодого режиссера Эльдара Трамова заняты: Карен Овеян, Анна Антонова, Данила Гнидо, Анастасия Джентилини, Марина Есипенко, Григорий Здоров, Виталий Иванов, Екатерина Крамзина, Анна Ляхова, Олег Макаров, Яна Соболевская, Александра Стрельцина, Ольга Тумайкина.
Над выпуском спектакля работали: Максим Обрезков (сценография и костюмы), Вячеслав Жуков (композитор), Игорь Пиворович (хореограф), Руслан Майоров (художник по свету), Ася Мухина (видеохудожник), Ольга Калявина (художник-гримёр), Николай Ларкин (звукорежиссёр), Наталья Меньшикова, Глеб Гервассиев (помощники режиссёра).
Премьера спектакля «Говори со мной» состоится 12 и 13 февраля на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова.
Продолжительность — 2 часа 50 минут с 1 антрактом.