Азбука шедевра

Купчиха, пьющая чай
На фото: картина Бориса Кустодиева «Купчиха, пьющая чай»

Музей «Новый Иерусалим» открыл выставку «Азбука шедевра», на которой представлено более 120 шедевров русских художников от Брюллова до Малевича.

В декабре музей «Новый Иерусалим» открыл свой самый масштабный выставочный проект «Азбука шедевра», объединяющий более 120 работ великих русских живописцев, среди которых Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Казимир Малевич, Василий Кандинский и многие другие.

Новый проект демонстрирует весь спектр и богатство региональных музейных коллекций от Калининграда до Владивостока, почти в каждой из которых есть шедевры, часто неизвестные широкой публике.

Снежные вершины гор
На фото: картина Архипа Куинджи «Снежные вершины гор. Лунная ночь»

Всего в музейных залах на площади более 2000 кв. м показано 123 работы 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Михаила Нестерова, Натальи Гончаровой.

Среди знаковых экспонатов выставки «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация №209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию.

Картина Аристарх Лентулов
На фото: Аристарх Лентулов. Портрет М.П. Лентуловой

30 российских региональных музеев из 29 городов предоставили произведения для выставки из своих фондов и постоянных экспозиций.

Выставка дает зрителям полную свободу восприятия: экспозиционное пространство выстроено вокруг 33-х букв русского алфавита, каждая из которых объединит произведения разных авторов, периодов и эпох. Алфавит представляет собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы.

Каждая буква является тематическим разделом выставки — она дает начало слову, вокруг которого выстраивается основной нарратив, и открывает одну из тридцати трех глав повествования. «В» — воздух, «З» — зеркало, «О» — орнамент, «Ф» — фактура и так далее.

Нестеров «Два лада»
На фото: картина Михаила Нестерова «Два лада»

«Главы» выставки не подчинены хронологии и существуют отдельно друг от друга, предлагая ценителям искусства более широкое видение, культуру восприятия и «внимательное смотрение» живописи. Под каждую букву от А до Я создатели выставки подобрали произведения разных авторов, порой даже разных эпох, которые, на первый взгляд, сложно представить в рамках одной выставки. Однако вкупе именно этот неожиданный синтез и позволяет максимально колоритно раскрыть каждую тему.

В рамках выставки пройдут лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.

Андрей Сарабьянов, участник кураторской группы проекта, научный консультант выставки, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историк, рассказал: «Я сторонник того, чтобы как можно больше выставок проводилось не в столицах, а в регионах, где есть замечательные музейные пространства, такие как музей «Новый Иерусалим». Эта выставка действительно очень оригинальна и похожую я, пожалуй, не припомню.

Она соединяет в себе элементы обучения с возможностью просто насладиться прекрасной живописью, безусловным эстетическим удовольствием для глаз. А терминология, взятая за основу, помогает посетителю.

Одна из кураторских идей состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность. А в иных случаях она подчеркивается, и этот прием также открывает новые горизонты для восприятия.

Не будем забывать, что изучение терминологии — есть учебный процесс. Ведь понимание искусства — это не только эмоции, но и знания. Термины учат понимать живопись. В этом и состоит, по кураторскому замыслу, еще одна из целей выставки».

Выставка «Азбука шедевра» продлится до 19 июня 2022 года.