Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры

«Меланхолия I» Дюрера
На фото: фрагмент гравюры Альбрехта Дюрера «Меланхолия I»

Исторический музей открывает выставку графических работ Альбрехта Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии.

Пятьсот лет назад в Европе жил и творил Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Этот художник был ярким представителем эпохи Ренессанса. Его работы и научные труды оказали сильное влияние на развитие мирового искусства и науки.

К сожалению, работ немецкого художника в российских музеях немного. Теперь, когда в Москве открылась выставка графических работ Альбрехта Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии, о художнике и его творчестве можно узнать гораздо больше.

Альбрехт Дюрер
На фото: Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы, откроет проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», рассчитанный на несколько лет.

«Главной задачей этого проекта является знакомство отечественного зрителя с мировым художественным наследием, а также с многообразием коллекции ГИМ. Исторический музей впервые в своих стенах продемонстрирует подлинники знаменитого мастера эпохи Возрождения, освещая важнейшую из сторон творчества гения — гравюру.

Представленный ряд позволит проследить развитие и совершенствование технических приемов, показать особенности художественного языка мастера. Мы рады, что в такое непростое время нам удалось осуществить проект и дать возможность российским зрителям познакомиться с уникальными памятниками мировой культуры», — отмечает Алексей Левыкин, директор Исторического музея.

Автор архитектурного проекта выставки Агния Стерлигова рассказала: «Исторический музей поставил перед нами интересную задачу — выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки. Инсталляции вдохновлены контекстом произведений художника, а в оформлении залов мы использовали оттенки золотых металлов, в качестве аллюзии на технику гравюры по меди, в которой работал великий мастер».

Дюрер «Четыре ангела мщения»
На фото: Альбрехт Дюрер «Четыре ангела мщения», лист 9 из серии «Апокалипсис», около 1496-1498 гг., бумага, ксилография

Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности.

Из Италии привезут более 120 гравюр мастера, среди которых будут представлены самые известные — гравюра «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Аполлон и Диана». Ма́стерские гравюры А. Дюрера, созданные в технике резцовой гравюры на меди, отличаются исключительным художественным совершенством. Умение использовать в изображениях законы прямой перспективы, владение правилами построения пропорций и монументальность форм сочетаются в них с присущими немецкому искусству того времени ювелирной тонкостью исполнения, эмоциональностью и особым вниманием к деталям.

Отдельным разделом выставки станет серия «Апокалипсис», созданная мастером в 1496-1498 гг. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Это была первая крупная работа молодого художника. Данный цикл отличают точность в передаче библейского слова и неисчерпаемая фантазия самого мастера, вдохновленного мистическими строками Откровения. Самым известным произведением из серии является лист «Четыре всадника Апокалипсиса».

Произведения А. Дюрера сопровождаются работами его современников, которые копировали с изумительной точностью великого гравера, что говорит об огромном признании мастерства художника.

На выставке вы увидите гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании ГИМ, среди которых такие известные отпечатки как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье».

Экспозицию дополняют предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в Германии на рубеже XV-XVI вв. из собрания Исторического музея.

В представленном проекте сценография выставки стала важной составляющей в раскрытии замысла куратора. Архитекторы постарались выдержать баланс между сдержанностью монохромных гравюр Дюрера и зрелищностью театральной постановки.

«В 1528 году Эразм Ротердамский писал о Дюрере: «…чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека…» Поэтому я предложила архитектору выставки создать такую среду для его произведений, которая помогла бы раскрыть художественный язык великого мастера во всей полноте», – поделилась своим видением куратор выставки Наталья Углева.

Архитектор и основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова рассказала: «Главной отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции стало само творчество великого мастера эпохи Возрождения. Инсталляции, представленные в залах, вдохновлены заданным художником контекстом. Они становятся своего рода тотемами, заключая в себе смысл каждой из глав повествования и транслируя его на уровне ощущений и ассоциаций».

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» работает с 30 марта по 28 июня 2021 года.

Выставочный комплекс Исторического музея
Адрес: Площадь Революции, 2/3