«Афишемания» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Старая афиша
На фото: Адриен Беррер «Ревю в Фоли-Бержер», 1903г.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открыл выставку «Афишемания», посвященную французской рекламе конца XIX – начала XX века.

Давно уже нет на улицах современных городов афишных тумб, сейчас в тренде рекламные щиты и растяжки. А 100 лет назад и на улицах Парижа красовались всевозможные афиши, приглашающие публику в театры и кабаре, в магазины и в путешествия. Создавали те афиши художники, чьи произведения на аукционах продаются сегодня за десятки, а то и сотни тысяч евро.

Тех, кто интересуется историей плаката, рекламы и вообще мировой историей ждет выставка «Афишемания», что недавно открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Всего на выставке французской рекламы конца XIX – начала XX века демонстрируются 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства.

Среди авторов работ — известные художники и мастера иллюстрированной рекламы — Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Поль Гаварни, Леон Шубрак, Жюль Шере, Адольф Вийетт.

Плакат — отражение различных направлений в искусстве, их особенностей и авторского почерка каждого художника. Благодаря афишам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина можно проследить историю искусства целой эпохи во Франции, которая называется Belle Époque.

Художественная реклама XIX века — документальное свидетельство своего времени. Афиша не могла не отразить характер событий, влияние различных политических партий, она послужила рупором идей социалистов и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и техники.

Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в выставочные залы.

Французская афиша
На фото: Ян Пешке L’Estampe et L’Affiche, 1897г.

Выполняя свою основную функцию — коммерческое рекламирование товаров и услуг, — афиша стала пространством для экспериментального поиска новых форм в искусстве, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных стилей — ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.

«Афишемания» — именно такой диагноз метко поставил обществу публицист и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок. С момента появления на улицах Парижа произведений Жюля Шере, Адольфа Вийетта и братьев Шубрак в конце 1860-х – 1870-е годы к азартной охоте собирателей гравюр подключились любители афиш, составившие к концу XIX века целую армию.

Этой страсти были подвержены решительно все, независимо от возраста и рода занятий: и обладатели непритязательного вкуса, и снобы. В истории искусства трудно найти подобный пример всеобщего увлечения коллекционированием, каким было собирательство литографических «икон нового времени».

Афиши Альфонса Мухи
На фото: работы Альфонса Мухи на выставке «Афишемания» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Художники, поднявшие рекламу на уровень произведения искусства, спровоцировали небывалый интерес публики и обеспечили афише роль главного объекта на художественном рынке того времени.

Афишемания даже вызвала череду преступлений. В 1890-е годы во французской прессе подробно освещались судебные процессы о скупке и укрывательстве тиражей плакатов для искусственного завышения цен, разоблачались сговоры торговцев и коллекционеров с расклейщиками рекламных фирм, обсуждались ночные хищения в издательствах, спекуляция и, наконец, банальное воровство афиш со стен.

К примеру, заказчик рекламы «Мексиканского шоколада», оплативший весь выпуск, публично обвинял издательство в махинациях с тиражом, упрекал в недостаточном размещении афиш Эжена Грассе на улицах и наличии большого их количества у торговцев эстампами.

Старинная афиша из Франции
На фото: афиша французского художника на выставке «Афишемания» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов. В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было представлено литографированной афишей.

В России коллекционирование плакатов в ХIX столетии не получило широкого распространения. Увлеченно художественную рекламу собирали два московских коллекционера — известный знаток гравюры Павел Эттингер и предприниматель Фёдор Фёдоров. Благодаря этим людям сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России.

В нее входят работы художников второй половины XIX и начала XX века, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы. Это пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.

Работы этих мастеров на выставке в ГМИИ объединены в семь разделов, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката: «Стены, заборы, витрины», «Живопись улиц», «Кабаре, театр, выставки», «Музы коммерции», «Велосипеды, аэропланы, шины», «Вино, табак, консервы» и «Стиль эпохи: ар-нуво».

Куратор выставки: Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Выставка «Афишемания» в ГМИИ им. А.С. Пушкина работает до 21 апреля 2019 года.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14).


ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ

Please enter your comment!
Please enter your name here