В Москве открываются сразу несколько выставок современных художников: «Чего ты боишься?» в ЦСИ Винзавод, «Безрассудство» и «Нравственные обязательства» в Bosco Vesna, в Галерее Artstory «Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров».
Для любителей современного искусства май — отличное время побывать на многих выставка, расположенных в центре и в знаковых местах столицы.
Чего ты боишься?
Мы всегда чего-то боимся, но мало кто в этом признается: а вдруг тебя сочтут параноиком или кем-то еще, не очень адекватным? Художники тоже рефлексируют на тему своих страхов, переосмысливают и создают произведения в разных жанрах: инсталляции, картины, мультимедиа. Кого-то пугает страх смерти, потеря близких, агрессия на улицах городов и т.п.
Приходите на Винзавод, там сегодня открывается для публики выставка «Чего ты боишься?», где представлены работы современных художников.
В 2-х залах (Цех красного и Цех белого) можно увидеть работы художников: Катики, Миши Гудвина, Дарьи Неретиной, Мики Плутицкой, Кати Гаркушко, Славы Нестерова, Юлии Немовой, Жанар Берекетовой (Казахстан) и многих других.
«Новое направление Винзавода объединяет наши действия последних лет в единую программу. Выставочная и издательская программы вместе представят актуальный срез искусства, помогут объединить, сохранить и расширить пространство художественного высказывания. Поэтому мы выбрали понятие гравитации как наиболее близкое нашему действию — объединение современного искусства и создание поля (места) для его притяжения», — отмечает основатель ЦСИ Винзавода Софья Троценко.
Выставка «Чего ты боишься?» задумывалась много лет назад и носила скорее теоретический характер: хотелось понять, что думают художники о природе и особенностях страха и чья философская трактовка им ближе — Кьеркегора, Хайдеггера, Батая или Лакана? Выставка, по ряду причин, не состоялась, авторы, с кем хотелось ее сделать — разъехались, но главное — изменилась окружающая обстановка.
В последнее время в разных странах вспыхивают затяжные конфликты, граждане меняют место жительства, мир стал тревожным и непредсказуемым. В этом контексте уже не до Лакана и Батая. Горизонт планирования превратился в короткий отрезок времени — максимум месяц.
Психологи выделяют несколько фаз принятия изменившейся действительности: первоначальный шок, далее — глубокая депрессия, нарастание тревожности и — как ни странно — своеобразное привыкание к сложной реальности.
Интересно: на фоне этого «привыкания», практически у всех, кто находится внутри переживания, не сразу, а примерно через 2 года — актуализируются персональные страхи, прятавшиеся до критического момента в глубине подсознания, и диапазон этих страхов довольно широк и небанален. Происходит, своего рода, перенос, уход в себя, в анализ собственных ощущений. Таким образом, концепция выставки «Чего ты боишься?» несколько изменилась.
Разнообразные страхи, всплывающие из глубин подсознания — главные герои ее изменившегося фокуса. Тему предложили выпускникам Открытых студий, проект, шесть лет работающий в ЦСИ Винзавод, потому что любопытно стало понять — чего в настоящий момент «боятся» молодые художники, а, следовательно, новое поколение? Выставка, своего рода, выборка, статистическое исследование в конкретной возрастной группе.
В эти дни также состоялся запуск нового направления ЦСИ Винзавод «Винзавод. Гравитация».
Безрассудство и нравственные обязательства
Две новые серии живописи и рисунков Гоши Острецова — «Безрассудство» и «Нравственные обязательства», интонационно и эстетически связаны с ретрофутуристическим проектом «Робобюро», иронически переосмысляющим будущее человечества и искусственного интеллекта сквозь призму супрематизма и образов массовой культуры. Также они наследуют черты недавней серии «Bubbles», посвященной профанному представлению о современном искусстве как о мыльном пузыре.
Острецов называет это «магическим абстракционизмом» и аккуратно смешивает теорию познания и фантастику Беляева, уважительные отсылки к Филонову и Малевичу, слащавые картинки в духе иллюстрированной рекламы 50-х, философию ИИ и советский футуризм 60-х.
Художник размышляет о нравственных обязательствах головы по отношению к телу: «Тело безнравственно, а голова вечно ищет оправдания, превращая одно понятие в противоположное. ИИ расширяет границы до беспредельности, тело становится беспредельно нравственным, то есть превращается во что-то пугающее и одновременно привлекательное, ему открываются все варианты возможностей. В серии «Безрассудство» ИИ уже обходится без тела и совершает психическое путешествие внутрь себя, исследуя бесконечные итерации собственной трансформации в художественной практике».
Выставка работает пн – вт, чт – вс 13:00 – 21:00, посещение по предварительной договоренности.
Bosco Vesna на Новом Арбате
Адрес: ул. Новый Арбат, 19
Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров
В Галерее Artstory вскоре стартует выставочный проект: «Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров».
Выставочный проект «Сергей Алферов. Флюгер астральных ветров» пройдет в галерее Artstory с 30 мая по 4 августа 2024. Большинство из представленных произведений и авторских фотографий будет показано впервые. Это и ранние работы, начиная с «нонконформистских» 1970-х гг., и более поздние, которые художник создавал вплоть до своей трагической кончины в 2004 году.
Сложносочиненное, ни с чем не сравнимое искусство Сергея Алферова, основанное на созерцании, медитации, философии, представляет из себя замкнутую систему, обладающую уникальной прапамятью.
Дух древности, который влек и манил художника, доминирует в его работах. Его работы — практически всегда серии и импровизации. «Было бы менее интересно, если заранее знать, что получится», — говорил он. Кроме того, художник не любил называть свои работы — хотел подарить зрителю простор для фантазии.
Не случайно выставка художника проходит именно в юбилейный год 10-летия Artstory. Совладелец галереи Люсинэ Петросян фактически вновь открыла почти забытого художника еще в конце нулевых.
«Мне захотелось рассказать про судьбу Алферова, ведь про него почти никто ничего не знал, а работы художника присутствовали в собраниях многих известных коллекционеров.
Около года мы вместе с Анной Моревой, Игорем Дудинским (1947-2022) собирали материалы для монографии «Предисловие к неизбежному», в которой опубликованы воспоминания многих друзей и знакомых художника. Сделали крупный музейный проект «Изомифология» в Московском музее современного искусства (2012). Настало время показать работы Сергея Алферова и в родной галерее. Тем более, что выставка будет существенно отличаться от предыдущих . Часть ранних работ передал в дар Artstory близкий друг Алферова — Александр Кедрин».
Наряду с живописью, графикой, редкими авторскими фотографиями, зрители также смогут прочитать удивительные истории, рассказанные художниками, искусствоведами, коллекционерами.