В Подземном музее парка «Зарядье» открылась выставка «Владимир Маяковский: «Я — рекламист».
Владимир Маяковский — один из самых знаменитых поэтов СССР. А еще он — автор нескольких пьес, художник-авангардист, киноактер. Сохранились воспоминания о том, как он читал свои стихи, эпатируя почтенную публику, как ярко одевался, как любил женщин.
О себе автор «Флейты-позвоночника» и «Мистерии-буфф» говорил так: «Я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя». Маяковский был не только поэтом, но и создателем политической, социальной и коммерческой рекламы. Его художественные эксперименты в этих жанрах представляет новая выставка в «Зарядье».
Выставка «Владимир Маяковский: «Я — рекламист» приурочена к 130-летию со дня рождения великого советского поэта. На ней представлены различные проекты в области политической, социальной и коммерческой рекламы, объединившие художественный эксперимент и общественно-политическую активность Маяковского.
Еще до 1917 года он рисовал плакаты вместе с Казимиром Малевичем и Аристархом Лентуловым. Эти произведения в лубочной стилистике поднимали боевой дух войск и обличали врагов России. Плакаты сопровождали хлесткими рифмами: «Эх, султан, сидел бы в Порте!», «Австрияки у Карпат поднимали благой мат», «Эх, ты, немец, при, да при же».
А затем грянула революция и наступили неспокойные годы. Поэт начал работать в Российском телеграфном агентстве в 1919 году. Там Маяковский ежедневно создавал агитационные плакаты, которые затем появлялись в витринах закрытых магазинов.
Целевая аудитория — приехавшие на заработки в города неграмотные крестьяне. Плакаты обличали бездельников, призывали к трудовой дисциплине и популяризировали здоровый образ жизни. Их сопровождали тексты: «Ходи в баню и ежедневно меняй белье», «Хоть раз в неделю, придя домой, водой и мылом полы помой», «Будь аккуратен, забудь лень: чисти зубы каждый день».
В годы НЭПа наступил третий этап плакатного творчества Маяковского. И он связан с коммерческой рекламой. Поэт рекламировал продукцию Моссельпрома, ГУМа и Резинтреста. Плакаты создавались в творческом союзе с Александром Родченко. В 1920-е годы они открыли рекламное агентство «Реклам Конструктор: Маяковский — Родченко»: Маяковский занимался написанием текстов и слоганов, а Родченко — визуальными образами.
Ими были созданы рекламные плакаты: «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Столовое масло — внимание рабочих масс», «Все курильщики всегда и везде отдают предпочтение «Красной звезде» и т.п.
Всего Маяковским было создано более 1500 плакатов. Незадолго до смерти он решил собрать их, но нашлось всего 100 штук.
На открытии выставки «Владимир Маяковский: «Я — рекламист» в Подземном музее «Зарядья» побывали внучка В.В. Маяковского и правнучка Александра Родченко.
«Выставка получилась чудесная, очень камерная. Некоторые вещи для меня стали открытием — отметила внучка поэта, скульптор Елизавета Лавинская. — Он всегда горел той темой, за которую брался — никогда не делал ничего без эмоций. Ему было интересно, как слова превращаются в рекламные тексты».
Искусствовед, правнучка Александра Родченко Екатерина Лаврентьева отметила: «На выставке представлен тип искусства, у которого очень маленький срок жизни: рекламные плакаты живут, пока их сообщение актуально. Но все они несут отпечаток эпохи и позволяют увидеть то время с неожиданной стороны».
Материалы для выставки «Владимир Маяковский: «Я — рекламист» предоставили: «Музей Москвы», Государственный музей им. А.М. Горького, Историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Государственный Музей В.В. Маяковского, Московский музей современного искусства, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Российский музей медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музей.
Выставка «Владимир Маяковский: «Я — рекламист»
С 20 июля по 27 августа 2023 года
Подземный музей парка «Зарядье»