Barbie и команда нейробиологов из Кардиффского университета рассказали о результатах многолетнего исследования, посвященного изучению краткосрочного и долгосрочного влияния игры в куклы на развитие ребенка.
Играя, дети учатся разнообразным полезным навыкам: коммуникации, эмпатии, одним словом, развиваются. Процесс игры и его влияние на мозг ребенка, заинтересовал ученых, и они в частности в первый год исследования установили, что игра в куклы активизирует участки мозга, которые позволяют детям развивать эмпатию и социальные навыки. А во второй год проводились исследования, того, что именно дети говорят во время игры.
Результаты показали, что дети больше говорят о мыслях и эмоциях других людей, когда играют с куклами, чем, когда играют в планшетные игры. Разговор о чувствах других людей позволяет детям практиковать социальные навыки, которые они могут использовать при взаимодействии с окружающими в реальном мире, и может быть полезен для общего эмоционального развития детей.
«Когда дети создают воображаемые миры и играют в ролевые игры с куклами, они сначала общаются вслух, а затем усваивают сообщения о мыслях, эмоциях и чувствах других людей, — говорит исследователь доктор Сара Герсон. — Это может иметь положительные долгосрочные последствия для детей, например, такие как повышение уровня эмоционального развития и формирование социальных навыков. Все это — потенциально прочная основа для создания и формирования устойчивых навыков на всю жизнь».
В ходе наблюдения за детьми исследователи выявили повышенную активность мозга в области задней верхней височной борозды, когда они, играя, говорили так, как будто у их кукол были мысли и чувства. Эта область принимает активное участие в развитии социальных и эмоциональных навыков, что еще раз подтверждает результаты первого года исследования, согласно которым даже самостоятельные игры детей с куклами могут способствовать развитию жизненно важных социальных навыков таких, как эмпатия.
В исследовании использовалось современное оборудование для функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области, чтобы изучить активацию мозга, когда дети играли с куклами и на планшетах, как самостоятельно, так и с другим человеком. Исследователи обнаружили, что игра с куклами побуждала детей больше говорить о чувствах других людей, чем игра с планшетом, что было связано с повышенной активацией в области задней верхней височной борозды.
«Разговоры во время игры с куклами могут указывать на то, что ребенок думает о мыслях и эмоциях других людей, — говорит Сара Герсон. — Эти навыки действительно важны для взаимодействия с другими людьми, обучения у них и ориентирования в различных социальных ситуациях. Это становится важным для создания и поддержания дружеских отношений, а также для процесса их обучения у взрослых».
Эмпатия и другие социальные навыки высоко ценятся родителями и необходимы, поскольку дети продолжают расти в эмоциональной, образовательной и социальной областях. В 2020 году компания Barbie самостоятельно провела глобальный опрос, согласно которому 91% родителей назвали сопереживание ключевым социальным навыком, который они хотели бы развить у своего ребенка, но только 26% знали, что игра в куклы может помочь их ребенку развить этот важнейший навык.
За последние два года родители и воспитатели также все больше беспокоятся о том, как развиваются их дети. Так, 61 процент родителей сообщили, что пандемия негативно повлияла на социально-эмоциональное развитие их ребенка.
Хотя когнитивная и социальная стимуляция вне дома была ограничена из-за пандемии, исследование Кардиффского университета предполагает, что игра в куклы может дать детям возможность повторять сцены и взаимодействия из их повседневной жизни. Дети подражают тому, что говорят и делают их родители, учителя или сверстники, и куклы могут дать им возможность воссоздать увиденное и услышанное, чтобы отработать навыки, которые они могут использовать в реальных социальных ситуациях.
Исследование также предполагает, что эти результаты не зависят от пола, что свидетельствует о всесторонней важности игры в куклы для отработки социальных навыков.
«Мы гордимся тем, что дети, разыгрывая истории с куклами Barbie и озвучивая свои мысли и эмоции, могут развивать важнейшие социальные навыки, такие как эмпатия, которые помогут им стать уверенными в себе и всесторонне развитыми взрослыми, — отмечает Лиза Макнайт, старший вице-президент и глава глобального подразделения Barbie и кукол компании Mattel. — Будучи лидерами в данной категории, мы надеемся раскрыть еще больше преимуществ игры в куклы, основанных на нейробиологии, благодаря нашему долгосрочному партнерству с Кардиффским университетом».
Результаты второго года исследования под названием «Игра в куклы побуждает к социальному мышлению и социальному общению: Воспроизведение внутреннего диалога ребёнка во время игры» были опубликованы в журнале Developmental Science в 2021 году доктором Сарой Герсон и коллегами из Центра науки о развитии человека Кардиффского университета (Великобритания), а также коллегами из Королевского колледжа Лондона.
Осенью 2020 года Кардиффский университет и Barbie представили результаты первого года исследования «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью нейробиологии», опубликованные в журнале Frontiersin Human Neuroscience. В рамках этого многолетнего исследования изучаются краткосрочные и долгосрочные последствия игры в куклы для развития, а новые этапы исследования и результаты будут проводиться до 2024 года.
Родители и воспитатели могут посетить сайт Barbie.com/Benefits, чтобы узнать больше об исследовании и получить доступ к ресурсам.