Эксперты и многодетные родители дают свои рекомендации и развенчивают мифы о негативном влиянии гаджетов на детей.
Многие родители думают, что мобильные приложения и гаджеты вредят детям. Вызывают привыкание, негативно влияют на психику и зрение, отвлекают от занятий. Это так и не так. Гаджеты и игры могут стать подспорьем в учебе и развитии, а могут свести на нет все старания.
Это такой же инструмент, как топор или книга, поэтому, чтобы достичь с их помощью своих целей, надо научиться их использовать.
Но у родителей зачастую нет времени, чтобы разбираться, как правильно, что полезно, а что нет. Перед глазами возникают образы детей, «залипающих» в гаджеты. Вероятно, поэтому часто мы стараемся как можно дольше не давать детям устройства и считаем, что цифровые игры — безусловное зло.
Так рождаются и поддерживаются мифы и домыслы относительно чего-то. Но давайте попробуем взглянуть непредвзято.
Наталья Соснина, многодетная мама и создатель приложения «Читания», попытается объяснить, а может быть развенчать некоторые мифы и страхи относительно цифровых игр и гаджетов.
Миф №1: педагог — лучшее решение
Бытует мнение, что полноценно подготовить ребенка к школе — научить читать, писать и считать — может только педагог. Ведь игровые приложения отвлекают ребенка. Многие, действительно, влияют на детей возбуждающе, эксплуатируют их эмоциональность и впечатлительность. Дети либо проводят в играх слишком много времени, либо быстро теряют к ним интерес и не проходят обучение до конца.
Но все-таки есть приложения, способные взять на себя рутинные задачи обучения. Если освободить педагога от рутины, у него будет больше времени для интересных и творческих заданий.
Именно такой мы задумывали «Читанию», приложение, в котором ребенок учится читать. Ведь в обучении чтению много скучного и однотипного: нужно запоминать буквы, соединять их в слоги, читать и повторять все это снова и снова. Играя, ребенок зачастую не замечает, как отрабатывает технику чтения.
Если дети проходят все скучное в мобильном приложении, в выигрыше окажутся все: траектория обучения гармонизируется за счет того, что снижается нагрузка с педагога или родителя. У ребенка появится вера в свои силы, а мамы и бабушки перестанут тревожится за его подготовку к школе.
Миф №2: приложения нужны только для развлечения
Развлекающих, бесполезных с точки зрения развития детей приложений действительно много. Но ситуация меняется с каждым годом. На смену представлениям, что ребенку чем ярче и громче, тем лучше, приходят представления, что игра может помочь освоить полезные навыки: научиться читать, писать и считать, получить знания об окружающем мире, узнать названия животных и растений. И действительно помогает.
Например, приложение Funexpected Math помогает развить абстрактное и пространственное мышление, Lingokids — начать изучать английский язык, а приложения от Tinybop покажут устройство реального мира людей, животных, растений, конструкций…
Миф №3: приложения вредят развитию ребенка
Здесь тоже не все так однозначно. Есть приложения, которые полезны детям. Они используют игровые механики, развивающие наблюдательность, усидчивость, логическое мышление.
Приложения вредят развитию ребенка, если ребенок играет в низкосортные, отупляющие игры в ущерб другим занятиям. Злоупотребляет этим.
Получается, что главное — правильно подбирать контент и следить, чтобы ребенок не проводил за гаджетом слишком много времени.
Психологи Института современных медиа (MOMRI) проводили исследование, которое показало, что 71% российских детей от 3 до 10 лет используют планшет или смартфон для игр. То есть осваивать гаджеты ребенок начинает уже с 3-х лет. Эту новую реальность нельзя не заметить. И вместо того, чтобы сопротивляться ей, психологи советуют извлечь из этой ситуации пользу: признать, что часто приложения помогают овладеть необходимыми для поступления в школу навыками, открывают возможности для развития и социализации.
Ищите интересные и полезные приложения вместе с ребенком. Решительно удаляйте бестолковые, а на интересные и полезные игры, напротив, не жалейте времени и денег.
Пробуйте, покупайте, разбирайтесь, обсуждайте с ребенком, что понравилось, как и какую оно может принести пользу. Тем самым вы научите ребенка разборчивости. Эта цифровая гигиена очень нужна подрастающему диджитал-поколению.
Миф №4: в приложениях навязчивая реклама
Еще одна неприятность, с которой все сталкиваются — реклама в приложениях. В детских приложениях она особенно раздражает. Кажется, что разработчики специально встраивают рекламу, чтобы воспользоваться детской доверчивостью. Но это не так. Часто только реклама помогает хоть немного окупить затраты на разработку.
Реклама в приложении может свести на нет обучающие элементы. Ведь дошкольники не могут отличить ее от остального контента и часто воспринимают, как часть игры. Она отвлекает, рассеивает внимание.
Но это как раз то, на что вы можете повлиять. В большинстве приложений реклама прекращается, как только вы оплатите подписку. Поэтому, если вы попробовали бесплатную версию игры и игра вам показалась полезной, просто оплатите подписку. Деньги позволят разработчикам продолжать проект, улучшать приложение. А это значит, что постепенно хороших приложений будет становиться больше.
Миф №5: смартфоны и планшеты портят зрение
Врачи действительно отмечают, что близорукость (или миопия) в наше время приобретает характер эпидемии. Традиционно принято винить в этом гаджеты. Но исследования последних лет подтверждают, что это миф. Ученые из Австралии, Европы, Азии доказывают, что при чтении книг глаза напрягаются ничуть не меньше, чем при взгляде на цифровое устройство. Получается, что причина близорукости в другом.
Оказалось, распространение миопии объясняется домашним образом жизни, который ведет постиндустриальное общество. Если же бывать на свежем воздухе не менее двух часов ежедневно, то риск возникновения близорукости резко снижается. На улице мы фокусируем взгляд на дальних объектах — это намного лучше влияет на зрение. Поэтому врачи-офтальмологи советуют при работе за цифровым устройством или при чтении книг обязательно делать перерывы: если не гулять, то хотя бы подходить к окну и смотреть вдаль.
Заключение
У цифровых игр и приложений есть преимущества. Можно найти качественные, сделанными с умом, достойные внимания родителей и педагогов игры. Их можно давать детям, а можно играть вместе с детьми, обсуждая с ребенком игровые ситуации и принимая игровые решения. Обычно после таких игр у детей есть образовательные результаты: они развивают наглядно-действенное мышление, наблюдательность, анализ информации, любознательность, сообразительность.
Примером могут служить прекрасные игры для младших школьников: «Машинариум», Far. Есть игры, которые развивают пространственное мышление (Monument Valley). Есть приложения, которые помогут освоить важные навыки, например, чтение в «Читании» или программирование в Human Resource.
Вместе с тем надо понимать, что цифровые игры не могут полностью обеспечить познание мира и нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени с гаджетами. Как специи делают пресную пищу вкуснее, так и игры делают учебу интереснее, обогащают ее.
Используйте качественные приложения и игры в нужных количествах и к месту, и это обеспечит здоровое и интересное развитие ваших детей.