Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

Платья в стиле ар-деко
На фото: в ММАМ проходит выставка «Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons»

Полюбоваться на платья и обувь 20-х годов XX века из коллекции Shoe Icons можно на выставке в Мультимедиа Арт Музее.

Весной в нашем городе проходит XI-я Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019». В рамках биеннале в Мультимедиа Арт Музее работает выставка «Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons».

Сегодня историки называют 1920-е и начало 1930-х как «сумасшедшие», «безумные», «ревущие» и «процветающие» годы.

Мир только оправился от ужасов Первой мировой войны и экономических кризисов 1919-1920-х годов, и теперь все мечтают вернуться к «нормальности», к радостям жизни вместо страданий, к танцам вместо слёз и многообразию цвета вместо хаки.

Платье, расшитое бисером и бусинами
На фото: роскошные платья 1920-х годов на выставке в Мультимедиа Арт Музее

Многие литераторы того времени, описывая состояние общества, пишут о «чувственном разгуле», революции нравов и расточительном прожигании жизни, охватившем все классы.

Главенствующий стиль этих лет — ар-деко, — по образному выражению Скотта Фицджеральда, был сформирован «всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне». Зародившийся в начале ХХ века, он окончательно оформился к середине 1920-х: на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел 1925 года он доминировал в дизайне одежды, тканей, ювелирном искусстве, дизайне интерьеров, предметов быта и мебели.

Красное и розовое платья ар-деко
На фото: такие платья в 1920-х — начале 30-х годов носили самые модные дамы

Ар-деко считается последним большим стилем, получившим распространение почти во всех странах и охватившим все сферы дизайна. Своей отличительной чертой — подчёркнутой геометричностью — он обязан породившей его новой цивилизации, в центре которой, по словам Шпенглера, «стояли техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт».

В числе узнаваемых характеристик этого стиля — различные геометрические фигуры, острые зигзагообразные линии, стилизованные солнечные лучи, пучки света прожекторов, выложенные стразами, геометрически выверенные растительные узоры, яркие цвета искусственных бриллиантов. Все это можно увидеть и в платьях, и в обуви, и в декоре каблуков того времени.

Красивые платья, расшитые бисером
На фото: платья в стиле ар-деко, о которых мечтали все модницы 1920-х годов

Благодаря новым технологиям мир стал быстрее осваивать различные модные новшества. Крупные магазины в 1920-е годы впервые стали предлагать покупателям полный модный образ — то, что сегодня обозначается словом “look”.

Мода 1920-х — это минимум ткани, а силуэт приводится к стилистически самому простому покрою — трубчатому. Именно такой покрой был доступен для масс, не требовал множества примерок и временных затрат на изготовление.

Огромное влияние на дизайн одежды и обуви тех лет оказали новая музыка и танцевальная культура, окончательно вытеснившая викторианские традиции этикета более раскованными отношениями.

Туфли цвета золота из 1920-х годов
На фото: туфли 1920-х годов из коллекции Shoe Icons

Один за другим из Америки в Европу пришли фокстрот, ритм-энд-блюз, чарльстон, шимми, блэкботтон. Энергичные телодвижения потребовали усовершенствования колодки и повышения надежности обуви. С середины 1920-х годов мыс туфель скругляется, а каблук становится ниже и устойчивее.

Центральным женским образом в моде становится инфантильная девочка-подросток с короткой стрижкой. Яркие цвета, серебряная и золотая кожа, стеклярус, бисер, стразы и металлизированная, отражающая свет ткань ламе, а также длинные нити бус или жемчуга на шее придавали дополнительную эффектность выкрутасам, которые юные модницы демонстрировали на танцевальных площадках.

В соответствии с духом времени подол дамского платья постепенно укорачивался и к середине 1920-х поднялся почти до уровня колен. При такой длине платья ноги постоянно оставались на виду, что способствовало развитию обувного дизайна.

Туфельки в ретро-стиле
На фото: кожаные туфли со вставками из разноцветной ткани, коллекция Shoe Icons

Появилось большее разнообразие моделей, широкий выбор материалов и расцветок, декоративные изыски. Ушла в прошлое мода на викторианские ботинки, которые более полувека были основной женской обувью на все случаи жизни. Теперь журналы и каталоги предлагают женщинам полуботинки и закрытые туфли на шнуровке, с ремешками или эластичными вставками. На улице начинают носить туфли-лодочки, которые раньше считались уместными лишь в помещении.

Самым простым и распространенным украшением обуви остаются пряжки. Они продавались отдельно и пришивались или крепились на туфли-лодочки с помощью специальной клипсы. Также отдельно можно было приобрести гравированные, эмалевые или инкрустированные стразами металлические накладки, которые надевались на пуговицы.

Сменные детали позволяли легко превратить пару обычных лодочек из одноцветной ткани в нарядную вечернюю модель.

В 1920-е вновь вошли в моду каблуки с инкрустацией стразами, исчезнувшие во время войны. Каблуки вырезали из дерева и покрывали разноцветным целлулоидом, имитировавшим слоновую кость, перламутр или черепаший рог. Помимо украшения стразами, их расписывали эмалью.

Les années folles — «безумные годы» — были временем, когда машина уже стала помощником, но еще не заменила собой руку мастера, которую видно по тщательности проработки и исполнения декоративных деталей. Именно это время подарило нам таких художников высокого искусства обуви, как Андре Перуджа, Сальваторе Феррагамо и Пьетро Янторни, и оставило нам наследие таких фирм, как I. Miller, Delman, F. Pinet, J.J. Slater, Bob Inc., Saks Fifth Avenue, Hellstern & Sons, Bally — как и многих других, творения которых можно увидеть на выставке.

Сто лет спустя человечество вновь обращается к ар-деко: этот стиль до сих пор сохраняет свою актуальность и дает вдохновение современным дизайнерам, модельерам и архитекторам.

Выставка «Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons» работает до 19 мая 2019 года.

Кураторы выставки: Назим и Елена Мустафаевы
Архитекторы-консультанты: Кирилл Асс и Надежда Корбут
Соорганизатор: Shoe Icons

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Адрес: ул. Остоженка, 16

ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ

Please enter your comment!
Please enter your name here