Фотобиеннале 2018: от «Тысячи солнц» до «Архаики»

Джонни Монкада
На фото: работа Джонни Монкада из серии «В невесомости»

На этой неделе открылся Международный фестиваль фотографии, который продлится до 27 мая.

С тех пор, как возникла фотография (это важное для мировой культуры событие произошло в 1839-м году), человечество пристально всматривается в снимки.

Фотография — медиа, архивация истории и, конечно же, искусство, любоваться которым стало модным и у нас благодаря международным фестивалям «Фотобиеннале» и «Мода и стиль в фотографии», организованным О.Л. Свибловой и Мультимедиа Арт Музеем, Москва.

В апреле в ЦВЗ «Манеж» открылось сразу 8 больших выставок в рамках Фотобиеннале 2018.

Три выставки проходят при поддержке Итальянского института культуры в Москве.

Выставка Джонни Монкада «В невесомости»/ Zero Gravity

В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Zero Gravity/В невесомости» одного из известнейших итальянских фотографов Джонни Монкада.

Потомок знатного аристократического рода Джонни Монкада (Джованни Луиджи Монкада ди Патернò) начал свою карьеру как рекламный фотограф, позже посвятив себя fashion-фотографии.

Джонни Монкада
На фото: работы Джонни Монкада «В невесомости»

Работы Джонни Монкада отразили расцвет эпохи “Made in Italy” 1960-х годов.

Это взгляд на искусство и моду, идеально созвучный своему времени.

На фотографиях Монкада запечатлены самые знаменитые модели тех лет: легендарная Верушка, первая в истории супермодель, Барбара Бах (жена барабанщика «Битлз» Ринго Старра), Эли Макгроу (жена актера Стива Маккуина), Дениз Сарро, Джин Шримптон, Иза Стоппи, Мирелла Петтени, Альберта Тибурци, Ирис Бьянки и многие другие.

Фотография Джонни Монкада
На фото: Джонни Монкада. Пупа Балдиери, 1966

С 1962 по 1969 гг. Джонни Монкада работал надо созданием образа «футуристической женщины». Для этого он помещал своих моделей в авангардные, «космические» интерьеры, созвучные творениям самых модных стилистов, благодаря обилию пластика, зеркал, алюминия, плексигласа и художественно обработанных материалов. Нередко он снимал моделей снизу — казалось, будто они парят в воздухе, в невесомости.

Новаторские идеи Джонни Монкада, воплощенные моделями великого дизайнера Андре Куррежа, получили развитие и известность во всем мире лишь в 1968 году благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года».

После смерти Джонни Монкада в 2011 году систематизацией и каталогизацией его архивов занимаются Фонд Нандо Перетти, а также дочь художника — Валентина Монкада, которая впервые приехала в Москву на открытие выставки.

Выставка Пьеро Марсили Либелли «Фотография как перформанс»

«Я увидел фильм Антониони «Фотоувеличение» (Blow Up), и решил стать фотографом», — вспоминает Пьеро Марсили Либелли. Главный герой фильма произвел на него настолько сильное впечатления, что уже на следующий день Пьеро Марсили купил фотокамеру, и начал самостоятельно постигать азы фотографии.

Одну из его первых выставок посетил великий Микеланджело Антониони. Он был так впечатлен историей и работами молодого фотографа, что подарил ему фотокамеру Дэвида Бэйли, ставшего прототипом героя «Фотоувеличения».

Либелли дружил и работал со многими звездными режиссерами и актерами, они охотно участвовали в его авангардных перформансах и ироничных постановочных фотосессиях.

«Места, которые я фотографирую, — настоящие, люди — тоже. Но реальность, которую я представляю, пропущена через призму театральности. В этом — специфика моего взгляда», — рассказал Пьеро Марсили Либелли в интервью газете La Repubblica.

Пьеро Марсили Либелли
На фото: снимок Пьеро Марсили Либелли. Бухарест, 1990

Даже документальные и военные фоторепортажи, а также fashion-съемки Пьеро Марсили пронизаны атмосферой театрализованного действа, будь то фотохроника румынской революции 1989-го года, репортажи о сирийских беженцах на Балканах, зарисовки, посвященные  повседневной жизни Мумбаи, или воображаемое путешествие по полуострову Саленто в Апулии, где фотограф живет с 2013 года.

Пьеро Марсили Либелли
На фото: снимок Пьеро Марсили Либелли. Апулия. 2014

Сегодня работы Пьеро Марсили Либелли публикуются в престижнейших мировых изданиях, среди которых New York Times, Newsweek и Paris Match, а выставки и перформансы проходят в известнейших музеях, галереях и театрах всего мира.

Выставка Джанни Беренго Гардина «Поэтика реальности»

«Настоящая фотография» (“Vera Fotografia”) — печать, которую Джанни Беренго Гардин ставит на обратной стороне своих снимков. В этой фразе заключено творческое кредо фотографа: фиксировать реальность такой, какая она есть, не меняя в ней ни единой детали.

Фотография Джанни Беренго Гардин
На фото: Джанни Беренго Гардин. Париж, 1954

Быть фотографом — значит выступать в роли наблюдателя с внимательным и заинтересованным отношением к действительности.

Подобно сейсмографу, регистрирующему землетрясения, Беренго Гардин чутко, с чувством юмора и огромной любовью к своим героям фиксирует события, происходящие в мире и в его родной Италии, рассказывая обо всем, что требует внимания и нуждается в переменах.

Выставка «Тысячи солнц»

Одна из самых впечатляющих выставок «Фотобиеннале 2018» — «Тысячи солнц». Она демонстрирует 114 документальных снимка ядерных испытаний, произведенных в США с 1946 по 1962 годы.

Роберт Оппенгеймер, американский физик-теоретик, которого часто называют «отцом атомной бомбы», в свое время сравнил взрыв с сиянием тысячи солнц, процитировав древнеиндийскую поэму «Бхагавад-гита»: «Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего. Я становлюсь Смертью, Разрушителем Миров».

Взрыв атомной бомбы
На фото: выставка «Тысяча солнц». Взрыв атомной бомбы

«Фотобиеннале 2018» представляет фотографию во всем ее многообразии. Выставка «Тысяча солнц» показывает фотографию как инструмент и объект научного исследования.

Эти кадры впечатляют красотой и одновременно ужасают. Любопытно, что у большинства снимков нет авторства, они создавались отнюдь не для художественных выставок, а для документальных отчетов.

Зато на каждом снимке есть подпись: где произведен взрыв, и какой мощности была атомная бомба.

Как рассказал куратор выставки Александр Михальченко, он готовил ее более шести лет. И это малая часть огромной коллекции, собранной Александром за 8 лет: «Я делал десятки запросов в различные архивы, лаборатории, музеи и другие организации США. К счастью, мои просьбы не остались незамеченными, мне любезно помогали самые разные люди», — рассказывает куратор выставки. Сейчас Александр — студент географического факультета МПГУ, а началось все еще в школе, со спора с одноклассником о том, какой взрыв мощнее — атомный или водородный: «Я тогда и понятия не имел, чем они отличаются и как выглядят. Будучи еще школьником, я начал искать самую разнообразную информацию по ядерным испытаниям, исписывал тетради, заполнял таблицы…».

Взрыв атомной бомбы
На фото: выставка «Тысяча солнц». Мисс «Ядерный взрыв»

Сегодня коллекция Михальченко насчитывает более тысячи фотографий, подлинных документов истории ядерных испытаний.

Выставка Барбары Дэвидсон “Moments”

В «Манеже» представлена первая в мире выставка фотографий, сделанных на камеру автомобиля. Серия фотографий, объединенных общим названием “Moments”, появилась на свет благодаря совместным усилиями американского фотографа, трёхкратного лауреата Пулитцеровской премии Барбары Дэвидсон и премиального автопроизводителя Volvo Cars.

Volvo XC60
На фото: новый внедорожник Volvo XC60 в ЦВЗ «Манеж»

Все фотографии из коллекции Moments были сделаны с помощью штатной камеры фирменной системы безопасности Volvo City Safety, установленной в новом внедорожнике Volvo XC60. Вся коллекция впервые была представлена в июле прошлого года в лондонской галерее Canvas Studios. Затем выставка посетила другие европейские страны и доехала, наконец, до российской столицы.

Съёмка прошла в первой половине 2017 года в Копенгагене. Всего в экспозиции три десятка снимков. Съемки проходили на улицах Копенгагена, на кадрах — моменты повседневной жизни датской столицы, запечатленные с совершенно новой точки зрения.

Барбара Дэвидсон
На фото: работа Барбары Дэвидсон. «Moments»

Для Барбары Дэвидсон сотрудничество с Volvo Cars — нечто большее, чем просто интересный с технической точки зрения проект. «У меня очень личные отношения с автомобилями Volvo, — рассказывает фотограф. — Когда я была подростком, я попала в серьезную аварию, наш автомобиль перевернулся, и, будь я в любой другой машине, я бы, скорее всего, погибла. После аварии мне так и сказали: выжила я только благодаря Volvo».

«Искусство и технологии — на пересечении этих двух понятий и родился проект “Moments”. Да, фотография в принципе с момента своего рождения существует где-то на стыке изобразительного искусства и передовых технологий. Но все-таки серия первоклассных работ, сделанных Барбарой Дэвидсон при помощи автомобильных камер… Такого мы еще не видели. И я рада, что благодаря нашему сотрудничеству с Volvo эту уникальную выставку смогут посмотреть в Москве все желающие», — говорит Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музей, Москва и организатор «Фотобиеннале».

Фотовыставка издательского дома «Коммерсантъ» «Первополосные и закулисные»

Газету «Коммерсантъ» трудно представить без коммерсантовских фотографий. Совершенно новая для отечественного контекста подача информации, новое понимание того, зачем в газете нужна фотоиллюстрация, — часть той революции, которую совершило появление «Коммерсанта». Там, где советская газета являла читателю застывшую, торжественную, лакированную действительность, главная постсоветская газета демонстрировала яркие и живые образы. Они считывались, запоминались и обсуждались так же бойко, как сегодняшние интернет-мемы. Привычная иерархия была опрокинута: казалось бы, совершенно третьестепенный участник события мог оказаться протагонистом, а важное лицо государственного масштаба — персонажем без пяти минут комическим.

Никита Михалков
На фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ. Председатель Союза кинематографистов (СК) России, кинорежиссер Никита Михалков во время пленума СК России в Центральном Доме кино. 26.04.1999

На снимках — политики, бизнесмены, деятели культуры. И все они уже привыкли к тому, что на страницах «Коммерсанта» они могут выглядеть смешными, но на самом деле ироничность здесь не главное. «Коммерсантъ» учил видеть общественные, культурные, спортивные и прочие события другими глазами, без оглядки на штампы. Фотографии «Ъ» прививали и прививают умение разглядеть и в скучном официозе, и в торжественном событии, и в бедственном происшествии, прежде всего, нечто частное, нешаблонное.

«Первополосные и закулисные»
На фото: фотовыставка издательского дома «Коммерсантъ» «Первополосные и закулисные»

Среди представленных на выставке работ есть кадры, удостоенные наград, есть свидетельства, ценные в документальном смысле и в смысле уникальности взгляда, есть жанровые зарисовки.

Фото кандидатов президентской кампании 2018 года
На фото: фотовыставка ИД «Коммерсантъ» «Первополосные и закулисные»

Многие из них «держали» первые полосы «Коммерсанта» годы назад, но не утратили актуального звучания. Газетные тексты устаревают по определению, даже самые остроумные заголовки подчас нуждаются в объяснении контекста. И только фотография остается понятной всегда.

Выставка «Каникулы в советских санаториях»

Авторы работ: Ольга Иванова, Дмитрий Лукьянов, Наталия Куприянова, Михаил Соларски, Рене Фицек. Куратор: Мариам Омиди.

Идея этого проекта, результатом которого стала книга, возникла у британской журналистки Мариам Омиди, пишущей для ведущих британских изданий о постсоветском пространстве, во время посещения одного из санаториев Таджикистана, работающего с советских времен.

Отдых в классическом советском санатории произвел на Мариам Омиди неизгладимое впечатление. Вернувшись из поездки, Омиди немедленно запустила на краудфайндинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на экспедицию по действующим советским санаториям и выпуск фотоальбома.

Санаторий «Клязьма»
На фото: Наталия Куприянова. Санаторий «Клязьма». Московская область, Россия, 2016

Марьям Омиди собрала интернациональную команду молодых талантливых фотографов и наметила маршрут экспедиции. Он включал 13 стран: Абхазия, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Омиди составила список, в который вошли самые известные советские санатории. Из него команда выбрала только действующие и максимально сохранившие свой первозданный архитектурный облик объекты.

«Каникулы в советских санаториях»
На фото: снимок Михаила Сопарски «Санаторий «Аврора», Киргизия. 2016

Посетив санатории, участники проекта обнаружили, что этим «динозаврам», пришедшим из другого мира, удалось освоиться в новом времени и даже органично вписаться в новую действительность, помимо вполне современных спа-процедур предлагая нечто гораздо более захватывающее — ностальгическое погружение в советскую утопию.

На выставке представлены работы выпускника Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Дмитрия Лукьянова, молодого московского фотографа Оли Ивановой, немецкого фотожурналиста Рене Фицека и польского фотографа, работающего в Лондоне в области документальной и рекламной фотографии Михала Соларски, а также Натальи Куприяновой.

Выставка Валерия Нистратова «Архаика»

«Архаика» — новый проект Валерия Нистратова, одного из самых ярких современных российских фотографов, над которым он работал в 2015–2017 годах.

Сам автор описывает его следующим образом: «В последние годы в различных сферах российской жизни все заметнее проявляются элементы архаики, которые трудно объяснить, исходя из общепринятых представлений о современном обществе.

Баба Яга и Ленин
На фото: работа Валерия Нистратова. Проект «Архаика»

Новая волна увлечения мифологией все чаще выбрасывает на поверхность архетипы и явления из мира прошлого. В соединении древнего (старинного) с настоящим образуется причудливый симбиоз, который, на мой взгляд, оказывает влияние на ментальность и поведение современного российского человека.

Псевдорусский стиль в архитектуре
На фото: работа Валерия Нистратова. Проект «Архаика»

Разглядывая «сказочную» карту России, я решил оказаться там, в пределах ее реальных контуров и очертаний. В дороге я время от времени перечитывал мемуары опричника, а также русские народные сказки. Мой путь лежал в деревню к Бабе Яге, владения Змея Горыныча, родину Добрыни Никитича, симулякрам и муляжам, местам хтонической силы.

Дорога проходила через небольшие города и поселки центральной России, инфраструктура которых до сих пор узнаваема и очевидна. Современность проваливалась в архаику, а GPS-навигатор грешил рядом с камнями и деревьями.

Я останавливался на ночь в фантастическом доме, в котором живут домовые и ночью приходят русалки, ел хлеб стоимостью в тысячу рублей, испеченный по старинному рецепту, и присутствовал в фейковом пыточном подвале времен Ивана Грозного.

Культурные бренды видны повсюду, где бы я ни оказался в России. Каждый год умножаются чудеса нашей Родины, а явления и события, которые происходят на ее просторах, порой находятся за гранью здравого смысла и являют собой гротеск. Искусство по степени воплощения фантазий сильно проигрывает реальности. Для нового поколения волны мифов, выходящие на поверхность современности, превращаются в трэш. Для меня же они растворяются в современной русской сказке, в которой мне, как фотографу, очень интересно находиться».

* * *

ХII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

12 апреля — 26 мая с 12:00 до 22:00

27 мая с 12:00 до 21:00

Центральный Манеж
Адрес: Манежная пл., 1

ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ

Please enter your comment!
Please enter your name here